Убить оформителя или Луганск – город безвкусных фасадов
15-06-2007, 04:58
Пару дней назад в очередной раз решила прогуляться по вечернему Луганску – отдохнуть, с подругами посплетничать. Так все и начиналось. Однако мирная беседа ни о чем то и дело стала прерываться возмущенными возгласами одной приятельницы (художник-эстет!): «Ну и что это они понаклеивали на витрины?!», «Ох и манекены!.. ночью приснится – подушкой не отобьешься», «Каждый охотник желает знать, где… (ну, хоть не все семь в одном)», «Как они вообще не убили своего оформителя?», и так далее. Возмущения, по-моему, вполне обоснованные. Непонятно, чем вообще руководствуются горе-предприниматели нашего города, оформляя входы в свои «бутики». Неужели не заметно, что зачастую их оформительские «фишки» просто уродуют здания, улицы, город в целом. Но главное, как вообще умудряются что-то продать в магазинах с оформлением витрин в стиле «корпорация монстров»?..
Конечно, допускаю, что суждения эти в чем-то субъективны. В конце концов, архитектурному дизайну в институтах журналистики не учат. Поэтому не стану пытаться и дальше критиковать городских ЧП, основываясь только на собственном видении проблемы.
Специалистов в этой области, оказалось, в Луганске найти не так сложно. В Инернете услуги по дизайну (в том числе фасадов!) предлагают несколько луганских дизайнерских контор.
Помочь мне разобраться с оформлением витрин-фасадов и дать квалифицированную оценку архитектурной политике города согласился дизайнер студии «ArtEast» (студия специализируется на 3-D дизайне фасадов и интерьеров, создании сайтов и др.) Александр РЫБАЛКО:
– Все, что сейчас строится, действительно, абсолютно не учитывает архитектуру города, – соглашается он. – Я, например, никогда не видел, чтобы в Киеве те же магазины как-то выделялись из общего фасада здания. У нас же все налеплено одно на другое.
Когда приезжаешь из других городов, еще лучше понимаешь, как плохо выглядит Луганск. Ни в Донецке, ни в Киеве, ни в Харькове не увидишь, чтобы зеленая зона, особенно парки и скверы, была так угроблена. У нас получается, если ты хочешь погулять в парке, обязательно должен попасть в какую-то кафешку, посидеть уже больше негде.
Во многих парках уже и пройтись негде. Зеленые насаждения переводят не только в парках. Если раньше, например, от центрального перехода и до кинотеатра «Украина» росли кусты и деревья, то теперь осталась зелень только за забором у педуниверситета.
Остальное – это парковки. Или вспомните, например, оформление торговых точек напротив педуниверситета – все входы разноцветные, разностилевые, разноуровневые… Посмотришь, и непонятно, куда вообще смотрит главный архитектор города, как все документы подписываются, если в центре города здания в прямом смысле испорчены множеством разных входов.
Кроме того, можно говорить, что у нас теперь вообще нет общей архитектуры города – здания нового образца ставятся рядом со зданиями старого стиля. Осталось только небоскребы начать строить посреди частного сектора… А ведь можно отлично оформлять фасады не так, как у всех, но со вкусом, и при этом не портить общей архитектуры здания, всего города.
Одним из наиболее удачно оформленных входов Александр Рыбалко называет вход в магазин золота на Советской. Он оформлен в светлых тонах, как и сам дом, но есть изюминка – фонарик в виде кольца. Одно время неплохо был оформлен супермаркет «Лелека» — был какой-то свой стиль, который не портил здание.
Но постепенно все стало достраиваться, в итоге прирастание первого этажа и появление металлических киосков вокруг сделали эту точку неприглядной во всех отношениях. Бар «Юнга» у кукольного театра абсолютно не «рвет» архитектуру здания – все выдержано в том же стиле, в котором все здание.
Не портит окружающего вида и магазин «Мега-Ром» напротив кинотеатра «Украина». Там использован ландшафтный дизайн и выложена плитка по всему периметру постройки – это сегодня редкость, потому что обычно приводят в порядок дорогу только у входа в магазины. Так иногда делают и с самим входом – битые стекла в некрашенных рамах на кирпичных стенах оригинально смотрятся рядом с евро-бутиками, не так ли?..
Из наиболее удачных проектов можно назвать и торговый центр «Кристалл». Александр Павлович считает, что когда-то затянутый железом «Дом быта» теперь стал выглядеть значительно лучше. Удачно преобразился и кинотеатр «Мир» – когда-то «убитое» здание обшили, привели в порядок территорию, и получилось заведение вполне приличного вида.
Зато, например, «ГУМ», как его ни украшали, лучше так и не стал… То же с центральным универмагом – была прекрасная архитектура здания. И вовсе не обязательно было следовать последним новшествам и затягивать его под стекло.
«Протон» — пятиэтажная хрущевка, а внизу все обшито белым пластиком с подвесным карнизом, а сверху так и остался старый кирпич. Ужасно оформлена и линейка магазинов напротив стадиона «Авангард»: «Быттехника», «Фокстрот», «Абсолют», магазин автозапчастей, и так далее. Все это вырывается с первого этажа на второй, со ступеньками возвращается к первому…
На окраинах города говорить вообще не о чем: пятачок на пятачке, магазины, летние площадки – все оформлено в разном стиле. Там и подавно никто не следит за внешним видом улиц.
Кто-то может возразить: мол, оформлением фасадов ведь занимаются дизайнеры-профессионалы, специально нанятые частными предпринимателями – они, наверное, во всем и виноваты. Позволю себе не согласиться. Все в курсе настроений и убеждений частных собственников: мой магазин, что хочу, то и делаю, хоть картошку у входа посажу…
И когда дизайнер пытается объяснить такому клиенту, как все должно выглядеть, разговор в итоге все равно сводится к следующему: делай, как я хочу, мне все равно все бумаги подпишут. Не согласится один дизайнер – за него все сделает другой. При этом тот специалист, который решит отстаивать свое, пусть и действительно справедливое мнение, рискует в итоге остаться без работы.
А вот позиция главного архитектора города действительно непонятна. Помнится, отвечая мне на вопрос, планирует ли управление архитектуры и градостроительства как-то повлиять на ситуацию с разностилевыми входами-магазинами в одном здании, Авет КЛИНЧАЯН только посетовал, что, «выкупив квартиру или здание, частное лицо имеет право само распоряжаться своей собственностью и делать с ней все, что захочет, – это его законные права». Мягко говоря, странная позиция человека, имеющего право решающей подписи на проектах оформления фасадов…
Между прочим, из-за такой ситуации некоторые дизайнеры понемногу отказываются работать с оформлением фасадов. Например, Александр Рыбалко больше любит работать с интерьерами, потому что они могут выделяться как угодно – никаких проблем.
Кстати, если фасады предприниматели хоть иногда пытаются «подогнать» под здание, в котором находится их магазин, то витрины непосредственно под стеклом (или на нем) иногда оформляются поистине на грани фантастики. Комментирует Александр Рыбалко:
– То, что витрины оформляет каждый, как хочет, это логично. Главная проблема в том, что каждый пытается подчеркнуть в оформлении витрины свой фирменный стиль, поэтому оформляется все в определенной цветовой гамме. В итоге получаются красные, зеленые, синие пятна на зданиях.
Ближайший пример в центре города, на Советской: «Кураж» синий с яркой вывеской, потом серый ювелирный, чуть дальше зеленый «Гуаранга», за ним красный «Life» плюс еще несколько разноцветных магазинов между ними…
К тому же все фасады разноуровневые – нужно было хотя бы придерживаться одного уровня этажа. Хорошо, когда заведение не пытается броситься в глаза каждому прохожему. Те, кому нужно, и так смогут его найти.
А как вам гигантские куры-гриль и колбасы на витринах супермаркетов? Зачем лишний раз на этом акцентировать? Или эти мутанты на витринах действительно возбуждают чей-то аппетит?
Витрины магазинов одежды – это тоже отдельный разговор. Вспомните один из магазинов джинсовой одежды на Советской. Сначала прохожих по вечерам пугали загробные лица манекенов при соответствующей подсветке. Потом оформители-постмодернисты сделали из этих манекенов дикобразов с железными иглами на спинах. Теперь несчастным многострадальным манекенам и вовсе поснимали головы… О том, что нынче многие оформители не утруждают себя глажением одежды для витрин, и говорить нечего.
– Черные манекены, как в спортивном магазине на остановке «Динамо», тоже, по-моему, в нашем городе использовать в оформлении витрин неуместно, – говорит Александр Рыбалко. – Человек, когда смотрит на манекен, должен представлять, как эта одежда будет сидеть на нем. Я не думаю, что у нас так много афроамериканцев…
Большинство людей уже не будут мысленно примерять на себя одежду, которая одета на черных манекенах. То же могу сказать и о манекенах с диформированными черепами, которые делают их похожими на инопланетян. Захочет человек носить одежду такого монстра? А представьте, если такие манекены поставить в свадебном магазине. Некоторые невесты могут расценить это как злой намек…
Что ж, думаю, если пройтись по городу еще несколько раз, можно заметить еще много интересного и невероятного. Любуйтесь, удивляйтесь, возмущайтесь, улыбайтесь… И если когда-нибудь решите открыть свой магазин в центре родного города, постарайтесь выбрать манекены и яркие пленки для витрин ваших будущих маркетов так, чтобы не портить спокойного сна тысячам прохожих… Да и задумайтесь в целом, не станет ли и ваше ЧП еще одним мокрым пятном на любимой (и когда-то зеленой!) улице…
Конечно, допускаю, что суждения эти в чем-то субъективны. В конце концов, архитектурному дизайну в институтах журналистики не учат. Поэтому не стану пытаться и дальше критиковать городских ЧП, основываясь только на собственном видении проблемы.
Специалистов в этой области, оказалось, в Луганске найти не так сложно. В Инернете услуги по дизайну (в том числе фасадов!) предлагают несколько луганских дизайнерских контор.
Помочь мне разобраться с оформлением витрин-фасадов и дать квалифицированную оценку архитектурной политике города согласился дизайнер студии «ArtEast» (студия специализируется на 3-D дизайне фасадов и интерьеров, создании сайтов и др.) Александр РЫБАЛКО:
– Все, что сейчас строится, действительно, абсолютно не учитывает архитектуру города, – соглашается он. – Я, например, никогда не видел, чтобы в Киеве те же магазины как-то выделялись из общего фасада здания. У нас же все налеплено одно на другое.
Когда приезжаешь из других городов, еще лучше понимаешь, как плохо выглядит Луганск. Ни в Донецке, ни в Киеве, ни в Харькове не увидишь, чтобы зеленая зона, особенно парки и скверы, была так угроблена. У нас получается, если ты хочешь погулять в парке, обязательно должен попасть в какую-то кафешку, посидеть уже больше негде.
Во многих парках уже и пройтись негде. Зеленые насаждения переводят не только в парках. Если раньше, например, от центрального перехода и до кинотеатра «Украина» росли кусты и деревья, то теперь осталась зелень только за забором у педуниверситета.
Остальное – это парковки. Или вспомните, например, оформление торговых точек напротив педуниверситета – все входы разноцветные, разностилевые, разноуровневые… Посмотришь, и непонятно, куда вообще смотрит главный архитектор города, как все документы подписываются, если в центре города здания в прямом смысле испорчены множеством разных входов.
Кроме того, можно говорить, что у нас теперь вообще нет общей архитектуры города – здания нового образца ставятся рядом со зданиями старого стиля. Осталось только небоскребы начать строить посреди частного сектора… А ведь можно отлично оформлять фасады не так, как у всех, но со вкусом, и при этом не портить общей архитектуры здания, всего города.
Одним из наиболее удачно оформленных входов Александр Рыбалко называет вход в магазин золота на Советской. Он оформлен в светлых тонах, как и сам дом, но есть изюминка – фонарик в виде кольца. Одно время неплохо был оформлен супермаркет «Лелека» — был какой-то свой стиль, который не портил здание.
Но постепенно все стало достраиваться, в итоге прирастание первого этажа и появление металлических киосков вокруг сделали эту точку неприглядной во всех отношениях. Бар «Юнга» у кукольного театра абсолютно не «рвет» архитектуру здания – все выдержано в том же стиле, в котором все здание.
Не портит окружающего вида и магазин «Мега-Ром» напротив кинотеатра «Украина». Там использован ландшафтный дизайн и выложена плитка по всему периметру постройки – это сегодня редкость, потому что обычно приводят в порядок дорогу только у входа в магазины. Так иногда делают и с самим входом – битые стекла в некрашенных рамах на кирпичных стенах оригинально смотрятся рядом с евро-бутиками, не так ли?..
Из наиболее удачных проектов можно назвать и торговый центр «Кристалл». Александр Павлович считает, что когда-то затянутый железом «Дом быта» теперь стал выглядеть значительно лучше. Удачно преобразился и кинотеатр «Мир» – когда-то «убитое» здание обшили, привели в порядок территорию, и получилось заведение вполне приличного вида.
Зато, например, «ГУМ», как его ни украшали, лучше так и не стал… То же с центральным универмагом – была прекрасная архитектура здания. И вовсе не обязательно было следовать последним новшествам и затягивать его под стекло.
«Протон» — пятиэтажная хрущевка, а внизу все обшито белым пластиком с подвесным карнизом, а сверху так и остался старый кирпич. Ужасно оформлена и линейка магазинов напротив стадиона «Авангард»: «Быттехника», «Фокстрот», «Абсолют», магазин автозапчастей, и так далее. Все это вырывается с первого этажа на второй, со ступеньками возвращается к первому…
На окраинах города говорить вообще не о чем: пятачок на пятачке, магазины, летние площадки – все оформлено в разном стиле. Там и подавно никто не следит за внешним видом улиц.
Кто-то может возразить: мол, оформлением фасадов ведь занимаются дизайнеры-профессионалы, специально нанятые частными предпринимателями – они, наверное, во всем и виноваты. Позволю себе не согласиться. Все в курсе настроений и убеждений частных собственников: мой магазин, что хочу, то и делаю, хоть картошку у входа посажу…
И когда дизайнер пытается объяснить такому клиенту, как все должно выглядеть, разговор в итоге все равно сводится к следующему: делай, как я хочу, мне все равно все бумаги подпишут. Не согласится один дизайнер – за него все сделает другой. При этом тот специалист, который решит отстаивать свое, пусть и действительно справедливое мнение, рискует в итоге остаться без работы.
А вот позиция главного архитектора города действительно непонятна. Помнится, отвечая мне на вопрос, планирует ли управление архитектуры и градостроительства как-то повлиять на ситуацию с разностилевыми входами-магазинами в одном здании, Авет КЛИНЧАЯН только посетовал, что, «выкупив квартиру или здание, частное лицо имеет право само распоряжаться своей собственностью и делать с ней все, что захочет, – это его законные права». Мягко говоря, странная позиция человека, имеющего право решающей подписи на проектах оформления фасадов…
Между прочим, из-за такой ситуации некоторые дизайнеры понемногу отказываются работать с оформлением фасадов. Например, Александр Рыбалко больше любит работать с интерьерами, потому что они могут выделяться как угодно – никаких проблем.
Кстати, если фасады предприниматели хоть иногда пытаются «подогнать» под здание, в котором находится их магазин, то витрины непосредственно под стеклом (или на нем) иногда оформляются поистине на грани фантастики. Комментирует Александр Рыбалко:
– То, что витрины оформляет каждый, как хочет, это логично. Главная проблема в том, что каждый пытается подчеркнуть в оформлении витрины свой фирменный стиль, поэтому оформляется все в определенной цветовой гамме. В итоге получаются красные, зеленые, синие пятна на зданиях.
Ближайший пример в центре города, на Советской: «Кураж» синий с яркой вывеской, потом серый ювелирный, чуть дальше зеленый «Гуаранга», за ним красный «Life» плюс еще несколько разноцветных магазинов между ними…
К тому же все фасады разноуровневые – нужно было хотя бы придерживаться одного уровня этажа. Хорошо, когда заведение не пытается броситься в глаза каждому прохожему. Те, кому нужно, и так смогут его найти.
А как вам гигантские куры-гриль и колбасы на витринах супермаркетов? Зачем лишний раз на этом акцентировать? Или эти мутанты на витринах действительно возбуждают чей-то аппетит?
Витрины магазинов одежды – это тоже отдельный разговор. Вспомните один из магазинов джинсовой одежды на Советской. Сначала прохожих по вечерам пугали загробные лица манекенов при соответствующей подсветке. Потом оформители-постмодернисты сделали из этих манекенов дикобразов с железными иглами на спинах. Теперь несчастным многострадальным манекенам и вовсе поснимали головы… О том, что нынче многие оформители не утруждают себя глажением одежды для витрин, и говорить нечего.
– Черные манекены, как в спортивном магазине на остановке «Динамо», тоже, по-моему, в нашем городе использовать в оформлении витрин неуместно, – говорит Александр Рыбалко. – Человек, когда смотрит на манекен, должен представлять, как эта одежда будет сидеть на нем. Я не думаю, что у нас так много афроамериканцев…
Большинство людей уже не будут мысленно примерять на себя одежду, которая одета на черных манекенах. То же могу сказать и о манекенах с диформированными черепами, которые делают их похожими на инопланетян. Захочет человек носить одежду такого монстра? А представьте, если такие манекены поставить в свадебном магазине. Некоторые невесты могут расценить это как злой намек…
Что ж, думаю, если пройтись по городу еще несколько раз, можно заметить еще много интересного и невероятного. Любуйтесь, удивляйтесь, возмущайтесь, улыбайтесь… И если когда-нибудь решите открыть свой магазин в центре родного города, постарайтесь выбрать манекены и яркие пленки для витрин ваших будущих маркетов так, чтобы не портить спокойного сна тысячам прохожих… Да и задумайтесь в целом, не станет ли и ваше ЧП еще одним мокрым пятном на любимой (и когда-то зеленой!) улице…
Анастасия МАРТИНЧУК