Отряд "Кобра" возродился. Их боятся даже сотрудники МВД
3-12-2010, 16:38Недавно среди автомобилистов стала активно муссироваться информация о том, что на дорогах появились гаишники в черной форме, которые чересчур принципиальны по отношению к водителям и называют себя "кобровцами". Корреспонденты издания Автоцентр решили выяснить, кто же они….
Как оказалось, люди "в черном" - сотрудники специального отряда дорожно-патрульной службы ГАИ особого назначения при МВД Украины. Об этом нам сообщили в Департаменте Госавтоинспекции. Отряд создан на базе расформированного два года назад Юрием Луценко спецподразделения "Кобра". Напомним, это случилось после того, как замкомандира этого подразделения Алексей Кожа якобы показал неприличный жест кортежу бывшего спикера Верховной Рады Арсения Яценюка.
В помощь коллегам
Спецотряд не создавался с нуля. После скандала в 2008 году "Кобра" была реорганизована: роту, занимающуюся оперативной отработкой регионов, ликвидировали, а рота сопровождения лиц, подлежащих гос охране, осталась. Упразднено было и название спецподразделения. Первое время его сотрудники занимались только сопровождением, но впоследствии при возникновении необходимости (ухудшении аварийной или криминогенной ситуации в той или иной области) их снова стали отправлять на помощь коллегам-гаишникам в проблемные регионы. Поскольку 100 человек (до реорганизации было в два раза больше) для эффективной работы не хватало, руководство Департамента ГАИ обратилось к министру внутренних дел с предложением увеличить численность подразделения. Анатолий Могилев подписал 30.09.2010 г. соответствующий Приказ № 471.
По словам командира спецотряда подполковника милиции Виктора Стрельца, численность подразделения на сегодняшний день составляет около 130 человек, а всего в штате будет 162 сотрудника. Сюда набирают людей, имеющих опыт работы не только в ГАИ, но и в других службах МВД: ОБНОНе (Организации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), уголовном розыске, "Беркуте", "Соколе" и др. Виктор Стрелец объяснил, что такие сотрудники ценны для его спецотряда как специалисты в своей области - например, "обноновцы" хорошо знают места в автомобиле, где преступники могут прятать наркотики, и т. п. Кроме того, в родное подразделение вернулись и некоторые бывшие "кобровцы". А вот скандально известного Алексея Кожу не приглашали.
Зарплата - не ахти
Отбор в спецотряд очень тщательный - кроме обязательных проверок по физической и стрелковой подготовке, знания требований законодательства, претенденты проходят также психологическую проверку: соответствующие специалисты определяют моральные качества кандидатов, их психологическую устойчивость и адекватность. Кстати, все сотрудники - офицерский состав. Сержантов, старшин и прапорщиков не принимают. Заработная плата рядового сотрудника спецотряда составляет 2-3,5 тыс. грн., что примерно на треть больше, чем получают обычные работники дорожно-патрульной службы ГАИ.
Права - одинаковы
Особых полномочий у бойцов нового подразделения нет - они руководствуются действующим Законом "О милиции" и внутриведомственными документами МВД - в частности, тем же Приказом № 111 от 23.03.2009 г., регламентирующим деятельность подразделений ДПС. Другими словами - больших прав, чем у других сотрудников ГАИ, у них нет.
Спецотряд подчиняется МВД и Департаменту Госавтоинспекции. Он состоит из четырех отделений. Причем, если ранее каждая рота занималась своим направлением работы, то ныне все сотрудники - "универсальные солдаты", способные выполнить любую поставленную задачу. В принципе, назначение подразделения осталось прежним - это сопровождение и отработка регионов.
В месяц подразделение может отрабатывать 4-6 регионов. Так, за 4 дня отработок Харькова бойцами спецотряда было пресечено 10 нарушений: выявлено 3 автомобиля с поддельными номерами кузова, 1 поддельный техпаспорт и 1 фиктивный талон техосмотра, 6 нерастаможенных машин, а также 4 нарушения ПДД, допущенных сотрудниками милиции.
Чем оснащены?
Отличить бойцов подразделения можно по форме. Вместо пистолета Макарова - более совершенное оружие, чешский "Чезет". Отличается и раскраска автомобилей. Сегодня разрабатывается логотип для спецотряда, который будут дополнительно размещать на патрульных машинах, а вот возвращать прежнее название - "Кобра" не планируют.
Автопарк подразделения включает автомобили Mercedes E-Кlasse и Toyota Camry, которые чаще всего используются для сопровождения VIP-персон, а также - VW Passat и Skoda Octavia. Их оснащение, в принципе, такое же, как у обычных "патрулек" ДПС - радиостанция, громкоговорящее устройство и планка проблесковых маячков на крыше. В ходе работы бойцы спецотряда используют уже хорошо знакомые нашим автомобилистам немецкие алкотестеры Drager, американские лазерные радары TruCAM, а также специальные приборы для проверки подлинности техпаспортов и прав.
Кроме того, руководство Департамента заявило, что все самое современное техническое оборудование, которое ГАИ планирует взять на вооружение, будут испытывать именно сотрудники спецотряда.
Виктор Стрелец, командир спецотряда ДПС ГАИ особого назначения при МВД Украины подполковник милиции:
Сотрудники отряда работают во всех областях страны и подчиняются высшему руководству, поэтому они не заангажированы, для них не существует понятия "кумовство", присущего некоторым местным гаишникам. Они одинаково принципиально относятся к нарушителям любого ранга - от рядового водителя до депутата. "Остерегаются" бойцов спецотряда и работники милиции - их без обиняков штрафуют за нарушения ПДД, кроме того, за такое поведение им грозит выговор с лишением премиальных. Так, за четыре дня отработок Харькова к админответственности были привлечены 4 работника МВД.