Луганские "проколы" новой станции "скорой помощи" (фото)
13-12-2010, 09:41Месяц назад в Луганске торжественно завершали очередной масштабный проект горисполкома – открытие новой городской станции скорой помощи. Как обещал городской голова Сергей Кравченко, она должна была стать «уникальной» - полностью автоматизированной, способной мгновенно реагировать на вызовы и отслеживать местонахождение каждой машины в городе. Ощущение праздника усиливалось воздушными шариками, улыбчивыми лицами сотрудников скорой помощи в новенькой форме и многообещающими заявлениями через СМИ.
Не оставил без внимания тогда эту новость и «ОстроВ». А когда прямо под информацией на нашем сайте стали появляться первые комментарии сотрудников «скорой» - комментарии, далекие от позитива, - мы поняли: что-то не так. А вскоре, с лугансмкой редакцией связался сотрудник, работающий фельдшером на одной из городских подстанций. Работник подстанции просил информационной поддержки по освещению "реального положения дел" на центральной станции "скорой помощи" г. Луганска.
Посчитав полученную информация особо социально значимой, "ОстроВ" решил опубликовать все факты, которыми он пока располагает, одновременно открывая возможность для дальнейшей полемики на сайте нашего издания для всех заинтересованных сторон.
Показуха перед выборами?
Вот что говорил на открытии станции скорой помощи народный депутат Александр Ефремов: «Это уникальное медицинское учреждение, аналог которому есть только в Харькове. Благодаря тому, что при работе станции скорой помощи будут использованы современные технологии, луганские врачи смогут войти в нормативное время и максимально сократить время прибытия к пострадавшему, что поможет спасти сотни и даже тысячи человеческих жизней».
Городской голова Сергей Кравченко добавил, что при проектировании и строительстве этого объекта учитывались «мельчайшие детали», чтобы помещение было «максимально удобным для работников данной сферы медицины» и «максимально функциональным».
«Больше каретам скорой помощи не нужно возвращаться на подстанции для получения нового вызова, - сказал он. - Они будут оставаться на том месте, где уже оказали помощь и ждать сигнала от центральной диспетчерской, которая, в свою очередь, мгновенно определяет бригаду врачей, которые ближе всего находятся к месту вызова. Все это сократит прибытие кареты скорой помощи к больному до 10 минут, а значит, врачи быстрее окажут помощь больному, что поможет спасти не одну человеческую жизнь».
Вслед пресс-служба Луганского горсовета сообщала СМИ, что городская центральная станция скорой помощи «включает в себя 6 структурных подразделений, которые расположены в городских районах, они между собой связаны в компьютерную сеть, благодаря чему вся информация оперативно стекается в центральную подстанцию и обрабатывается. В здании располагается диспетчерская служба, которая при помощи GPS-навигации полностью контролирует передвижение карет скорой помощи по областному центру».
Однако работник одной из городских подстанций, фельдшер Сергей К. одним из первых отреагировал на появившуюся информацию на нашем сайте, где «ОстроВ» сообщал об открытии «уникальной» городской станции «скорой помощи». А встреча с ним произошла спустя месяц после ее открытия , в конце ноября.
«А вы знаете, что новая станция, которую так пафосно открывал мэр и депутаты, не работает сейчас, и не проработала ни дня после открытия? - ошарашил он редакцию. -Там пусто и кроме охраны, никого нет. А все потому, что стояла одна цель – пропиариться перед выборами. Чистая «показуха»!»
На ближайшей сессии, 30 ноября, в перерыве, когда городской голова традиционно общается с прессой, отвечая на вопросы журналистов, корреспондент «ОстроВ» снова поинтересовался у мэра, работает ли торжественно открытая месяц назад городской центр станции «скорой помощи», и если нет, то почему. «Станция скорой помощи не работает, потому что сотрудники проходят сейчас обучение. Вы понимаете, там все полностью автоматизировано. Сложная аппаратура, электроника. Думаю, что в декабре станция начнет свою работу», - бодро ответил городской голова.
Что ж, сложная электроника – веский аргумент. Хотя, зачем же было так спешить, сделали бы все до конца – и открывали бы, как говориться, с чистой совестью. Да и кривотолков бы избежали. (Дело в том, что под новостью об открытии новой городской станции «скорой помощи» тут же появился комментарий еще одного читателя: « да видели мы это новое здание и открытие (городской станции – ред.), на котором присутствовали наши руководители, но попробуйте зайти в это новое здание за оказанием амбулаторной помощи, например, и вы не найдете там, даже на сегодняшний день, ни одного медработника, ни одной машины «скорой». Дешевый фарс и показуха чиновников!»).
Разваливающийся автопарк ?
Данный «прокол» с открытой, но неработающей станции «скорой помощи» ( далее - СП) оказался не единственным. Фельдшер Сергей, а позже и пожелавший дать интервью водитель СП Дмитрий Н. рассказали о проблемах на луганской «скорой», которые ни руководство СП , ни городская власть «видеть не хотят».
Как сообщал источник, пополнение автопарка новыми автомобилями уже происходило в 2009 г. На деньги из городского бюджета в Киеве, дескать, были закуплены 10 автомобилей «Соболь». Их покупка должна была зрешить проблемы «скорой», но… «У нас в автопарке есть еще 15-летние «МАЗДы», - рассказывал водитель Дмитрий. – Так вот, водители считают мукой пересаживаться на купленные в прошлом году «Соболя», и если поставить перед выбором – старая «МАЗДА» или новый «Соболь» – все водители будут за 15-летнюю «МАЗДу».
По его словам, эти десять машин хотя и были закуплены как новые, но оказались какими-то «либо бракованными, либо списанными». Первую партию – 5 машин – перегоняли из Киева в Луганск, и две из них не проехали и 50 километров – сломались. «Доехавшие ломаться стали уже по прибытию, - уточнял водитель. - Машины и правда были новые. Но, как я понимаю, все машины, которые когда-либо получает «скорая помощь», никогда не бывают качественными. Или фонарь разбит, или стекло треснутое, или с колесом непорядок, и так далее. Но вообще, сами по себе, машины крайне ненадежные».
«Аналог такой машины, но намного более качественный – Фольксваген, например, - стоит порядка 50 тыс. дол. А Соболь – 12 тысяч, - рассуждал наш собеседник. - Есть еще средний вариант – КИА, порядка 24 тысячи дол. Тоже неплохая машина, у нас их пару штук есть, кто-то когда-то подарил. Понятно, что наше руководство экономит на автомобилях, но «соболя» эти новые - просто достали. Постоянно какие-то поломки-неисправности, буксиры, гараж. А недавно встал вопрос поставить газовые баллоны на соболя (по указанию из мэрии «скорые» ездят на газу – в целях экономии), так специалисты открыли машины, а внутри почти в каждой – рваные рамы (каркас, скелет машины, - авт). А машинам – по году-два…».
По словам водителя, газификация, призванная экономить, в свою очередь, выходит «скоропомощникам» боком: «По правилам, если машина едет в гараж на ремонт, мы обязаны стравить газ, чтобы в баллоне ничего не было. Получается, надо спустить газ, заправить бензин, чтобы въехать в гараж, отремонтировать, затем снова заправить газом. Все это влечет за собой множество проблем. А самое главное – из-за газа машине нужно прогреваться, стоять хотя бы минут десять без движения. Вот представьте, поскольку машина после вызова в гараж не заезжает, стоит где-то, допустим, зимней ночью, - поступает следующий вызов, водитель заводит мотор, прогревает его минут 10…И не факт, что сразу после этого машина поедет! Они (руководство, - авт) кричат там что-то про 10-минутную готовность… О чем речь, если машина только греется 10 минут? Больше того: заправляется каждая машина 2 раза в день. Раньше, когда не было своей газовой заправки в Жовтневом районе, приходилось ездить в Камброд. Понимаете, какой абсурд, да? А ситуации бывают разные. Вот, допустим, едут в Красный Яр, забирают больного в 3-ю больницу. Пока до 3-ей машина доезжает, заканчивается газ. Ехать дальше надо. Водитель включает бензин. За каждый раз использования бензина водитель пишет объяснительную – по каким причинам пришлось расходовать топливо».
Наш собеседник водитель Дмитрий уточняет, что если бы руководство «скорой» прислушалось к мнению водителей, то первые обязательно в конце концов «экономически обосновали» «преимущества» бензина. «Возможно, газ все равно был бы немного дешевле, но зато мы бы выиграли в других вопросах – например, экономили бы такое необходимое время, силы водителей и фельдшеров. Ведь, когда машина заправляется бензином, всех пассажиров нужно высадить. Дождь, снег, мороз, ночь, - не имеет значения. А заправка – в степи. Заправляться машина может и сорок минут, и час, - а фельдшеры в это время, скрючившись от холода, стоят в чистом поле…», - стоит он на своем.
Премия как добровольное пожертвование
Наш первый собеседник – Сергей – более категоричен в оценках.
По его мнению, закупка дешевых и некачественных машин СП – «отмывание бюджетных денег».
Структура «Скорая помощь», по его мнению, вообще стала благодатной почвой для подобных манипуляций. «В зданиях подстанций в аренду сдаются площади – под магазин и под типографию, - поясняет Сергей. - И делается это все уже достаточно давно, практически в открытую. В свое время, год назад, я даже обращался в прокуратуру - чтобы разобрались. Те приезжали, разбирались, но ситуация не изменилась».
«По результатам прокурорской проверки от 15.06.09г. установлено, что помещение, в котором находится магазин на территории 4-й подстанции по адресу ул. Даля 3, сдается в аренду частному предпринимателю. В отчете о проверке ни слова не говорится о здании, в котором располагается действующая типография на территории скорой медицинской помощи. Что она также ранее, 5 лет назад, была сдана в аренду. Однако стоимость этого помещения и эффект от его использования мог бы быть намного выше прибыли от сдачи этих площадей в аренд (магазину и типографии). Я считаю, что за год на одной аренде этих двух небезызвестных помещений «скорая помощь» сама может обеспечивать себя транспортным спецсредством. Только куда перетекают эти деньги?», - задается вопросом Сергей.
Говоря об этом, он считает, что «скорую помощь» «не зря выселяют» из здания по ул. Лермонтова, где она располагалась десятки лет. Он считает, делается это для того, чтобы освободить просторное помещение в центре города в коммерческих целях.
«Оно хорошо подойдет под магазин, банк, или что-нибудь еще. Лакомый кусочек», - делает вывод фельдшер.
Кстати, подобные разговоры ходили и в «кулуарах» сессионного зала городского совета – в связи с решением строить новую станцию городской скорой помощи в отдаленном от центра города районе. (Напомним, новая станция расположена возле 6-й горбольницы, в р-не кв. Лиховида).
Есть и другие моменты, которые вызывают у сотрудников «скорой помощи» чувство недоумения: например, премии сотрудникам и их «добровольное» пожертвование на нужды СП. По информации наших ссобеседников, в октябре текущего года им была начислена премия, которую они должны были получить. А затем, по настоянию руководства – «написать заявление о добровольном пожертвовании своих премий на нужды «скорой помощи».
«Сотрудники собирались на собраниях, советовались друг с другом, но в итоге все сделали, как было велено. Премию им выдали…и забрали. С каждого человека - от 350 гривен до 600», - утверждает Сергей, уточнив, что подобное происходит не впервые, например, в 2005-2006 гг., но только вместо премий сотрудники получали материальную помощь, от которой потом так же «добровольно» отказывались. Якобы, на эти деньги затем для них же приобрели форму, которой руководство и так должно обеспечивать медперсонал.
Факты, о которых идет речь, по словам Сергея – «трудно доказуемые». «Все сотрудники «скорой помощи» хотели бы изменить ситуацию, но все боятся высказываться вслух, -говорит он. -У каждого семья, свои проблемы, поэтому дорожат работой. Разобраться в ситуации могли бы правоохранительные органы, если бы заинтересовались. Но они не торопятся находить здесь что-то незаконное».
А вот еще один из 77-ми комментариев, оставленных на сайте «ОстроВ» под информацией об открытии новой станции « Скорой помощи».
«Руководство ССМП «фанатично» набивает свои карманы, на сотрудников и больных им глубоко плевать, на ССМП царят воровство и показуха, скоро, уважаемые сограждане, лечить Вас будет некому и нечем, наши «отцы города» вкупе с руководством ССМП разваливают последний работоспособный (и бесплатный) форпост медицины в Луганске, крепитесь, западу на нас плевать...» - пишет очередной Гость сайта.
Вопрос о том, действительно ли факт выдачи, а затем «добровольного пожертвования» премии, имел место, мы задали и главному врачу Луганской городской станции скорой помощи Валентину Померанцеву. Правда, сначала по телефону. «Я не комментирую слухи», - ответил он и бросил трубку.
Кстати, после октябрьского «кнута» последовал «пряник»: в ноябре, впервые за долгое время, сотрудникам «скорой» наконец получили премию. Без обязательства ее вернуть.
10-минутная готовность
Через некоторое время корреспонденту «ОстроВ» таки удалось побеседовал и с главным врачом Валентином Померанцевым.
В личной беседе он пресекал все вопросы, по его мнению, связанные со слухами, и отвечал только на «нормальные» вопросы. Он подтвердил слова мэра: станция все еще не функционирует потому, что сотрудники проходят обучение. Подтвердил также, что в декабре она начнет свою работу. А также пояснил, в связи с чем «скорую помощь» перенесли в другое здание: «Фактически, нынешняя станция годами была расположена в приспособленных помещениях. Целевое назначение тут было совсем другое, а нас разместили сюда потому, что больше негде было, - пояснял Померанцев. - В здании на Лермонтова раньше был райком партии. Когда мы въезжали, то приходилось ко многому приспосабливаться, что-то перестраивать, перепланировывать. Поэтому необходимость появления в нашем городе отдельного здания, специально приспособленного под нужды скорой помощи – очевидна».
- Водители говорят, что расположение нового здания неудобно, а здание на Лермонтова как нельзя лучше подходило для размещения там центральной станции скорой помощи.
- Хорошо, когда прачка думает об управлении государством. Но, прежде чем «управлять государством», нужно иметь достаточно информации. Водители должны выполнять свои прямые обязанности, а те, кто обеспечивают деятельность станции, они как раз учитывают все нюансы.
- В Киеве проходит реорганизация «скорой помощи» - в связи с подготовкой «Евро-2012» там аттестуют врачей по специальности «медицина неотложных состояний», то есть, делают их более универсальными. Не теряют ли таким образом врачи свою главную квалификацию – кардиолога, травматолога и т.д.? Коснулась ли реорганизация Луганска?
- Мы провели эту, как вы говорите, реорганизацию, давно. Лет пять назад. И не ждали какого-то момента, а практически, получив соответствующий приказ, тут же сделали это, аттестовали наших врачей. А некоторые сидели до последнего, и сейчас бросились проводить аттестацию в срочном порядке.
- Но это шаг вперед или назад? Получается, как в поговорке: и швец, и жнец…
- Врач неотложных состояний – это и кардиолог, и невропатолог, и реаниматолог. Меняется название, а специалисты те же и остались.
- Какие из новшеств ожидают «скорую помощь» в следующем году?
- Есть приказ № 370 – в нем вводятся нормативы по доступности «скорой помощи» - в городе она составит 10 минут, в сельской местности – 20 минут. Сейчас это 15 и 30 минут, соответственно.
- И таких показателей будет легко достичь?
- Вы понимаете, что у нас вводится совершенно новая технология по управлению, деятельности и контролю станции? Она расширяет человеческие возможности. Не каждый человек может удержать в памяти, где в данный момент находятся 40 машин «скорой помощи» в городе. А GPS-приемники позволяют визуально наблюдать, где эти машины в конкретную минуту. Они же подсказывают, свободна ли бригада, или она в режиме работы, или в режиме пути. Диспетчер это видит в считанные секунды. Он может корректировать движение автомобиля, если, например, где-то пробка, - подсказать изменить маршрут, а это время. Время от момента приема вызова до момента передачи его бригаде теперь составит считанные секунды, а раньше на это уходило до 5 минут.
- А автопарк «скорой помощи» не будет «тормозить» эти технологии? Ведь в нем машины 15 –летней давности, а те, которые закупили год назад, - не лучшего качества.
- Да, машины у нас не летают. А по поводу качества – закупаем те, на которые есть средства у города. «Соболь» стоит порядка 120 тыс. гривен, а нормальная машина – 800 тысяч. Сколько на эти 800 тысяч можно купить машин? А если водители жалуются на «плохие» машины – пусть купят новые. Мало ли что кому хочется. Жалуются, что ломаются? Но это железо, точно так же ломаются телевизоры.
- Газификация автомобилей – из той же области?
- Затраты на газообразное топливо вполовину дешевле. Даже если они составляли бы 25%, это уже было бы рентабельно. И газификация машин не запрещена законодательно, кто вам такое сказал?
- В ближайшее время автопарк будет пополняться?
- Не думаю. Возможности города не безграничны. Если они были бы безграничны, мы бы имели все самое лучшее. А пока имеем то, что нам дают, и спасибо за это.
Данные фотографии иллюстрируют, в каких условиях сегодня реально работают сотрудники "скорой помощи"
Елена Старых