Лисичанский НПЗ приостановил работу. Горючее подорожает
1-02-2011, 12:45Нефтекомпании продолжают останавливать перерабатывающие мощности, Коммерсант. Вслед за "Лукойлом", который осенью закрыл на реконструкцию Одесский НПЗ, в ТНК-ВР решили приостановить работу Лисичанского НПЗ. Компания терпит убытки и просит вмешаться в ситуацию государство. Эксперты не исключают, что остановка НПЗ приведет к очередному подорожанию горючего.
На прошлой неделе совет директоров ТНК-ВР принял решение об остановке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до конца I квартала 2011 года в связи с убыточностью предприятия, говорится в письме (есть в распоряжении Ъ) исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана главе администрации президента Сергею Левочкину. Там же сообщается, что в январе-сентябре 2010 года убытки украинских предприятий ТНК-ВР (Лисичанского НПЗ и "ТНК-ВР Коммерс") составили около $60 млн и при сохранении текущих тенденций на рынке нефтепереработки должны вырасти до $150 млн. Из-за этого не выполняется программа модернизации НПЗ – в 2010 году из запланированных на эти цели $128 млн было освоено лишь $97 млн, а программа на 2011 год (около $160 млн) заморожена. Компания проинформировала правительство о возможной остановке предприятия. ТНК-ВР контролирует 30-32% оптовых продаж светлых нефтепродуктов в Украине, являясь крупнейшим игроком на рынке. Владеет Лисичанским НПЗ (объем переработки в 2010 году составил 5 млн т нефти), 150 АЗС. Еще 275 АЗС работают с компанией на франчайзинговых условиях. Емкость украинского рынка нефтепродуктов оценивается в $3 млрд в розничных ценах. Объем потребления – 14-16 млн т нефтепродуктов. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за прошлый год импорт нефтепродуктов в Украину вырос с 3,8 млн т до 4,5 млн т, что составляет около половины объема рынка. Напомним, компания "Ливела" в прошлом году добилась права на ввоз нефтепродуктов без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, ссылаясь на закон, действовавший в стране еще в 1990-х годах (см. Ъ от 17 января). В письме Герман Хан отмечает, что в результате сложились "реальные предпосылки для полного разрушения" нефтепереработки в стране. Руководство ТНК-ВР считает работу украинских НПЗ "абсолютно убыточной". Господин Хан поясняет, что из-за "преференциального ценообразования на сырье" импортные нефтепродукты получают ценовое преимущество (более $100 на тонне) перед продукцией украинских заводов. Например, объем импорта из Белоруссии вырос в течение года на 17%, говорится в письме. Кроме того, с началом функционирования единого экономического пространства, когда Казахстан и Белоруссия начнут получать российскую нефть без пошлин, импорт нефтепродуктов в Украину станет еще выгоднее, а положение НПЗ ухудшится, говорится в письме. Решить проблему могут только власти Украины, считает Герман Хан. Он призывает руководство страны провести расследование относительно импорта нефтепродуктов, а также начать борьбу с контрабандой и использованием "серых" схем. Из-за беспошлинного импорта нефтепродуктов еще в сентябре прошлого года прекратили перерабатывать нефть Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролирует группа "Приват"). А в середине октября "Лукойл" принял решение о закрытии на ремонт Одесского НПЗ "в связи с текущей неблагоприятной маркетинговой ситуацией на рынке нефтепродуктов и, как следствие, низкой эффективностью работы завода". О возможной остановке сообщили и в "Укртатнафте". Источник Ъ в Кабмине не исключает, что остановка НПЗ связана с неопределенной позицией правительства относительно введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов. "В пятницу прошло совещание, на котором нефтяники обсуждали с первым вице-премьером Андреем Клюевым ситуацию на рынке нефтепродуктов. Так вот, господин Клюев обратился к импортерам и прямо сказал, что пошлины скорее всего не введут",– пояснил собеседник Ъ. Пресс-секретарь Андрея Клюева Артем Петренко комментировать эту информацию отказался. Правда, в пятницу вечером премьер-министр Николай Азаров, напротив, заявил о необходимости введения пошлин в связи с возможной остановкой украинских НПЗ. Член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский уверен, что остановка Лисичанского НПЗ приведет к росту цен на нефтепродукты на рынке. "Этот завод отпускал нефтепродукты на 10-15% дешевле, чем компании, торгующие крупным оптом. Его рыночная доля была значительной. Поэтому вполне вероятно, что цены на нефтепродукты на рынке вырастут на 5-7%",– говорит Максим Шеин, аналитик ИК "Брокеркредитсервис". Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" полагает, что власти должны быть заинтересованы в том, чтобы рынок снабжался качественным топливом. По его словам, заводы "Лукойла" и ТНК-ВР способны производить нефтепродукты евростандарта, а вот качество завозимого из других стран топлива "вызывает вопросы". А аналитик ИФК "Метрополь" Александр Назаров считает, что в сложившейся ситуации единственный путь для российских компаний – выход из бизнеса, но вряд ли их активы "смогут кого-то заинтересовать с такой конъюнктурой рынка".