Непрерывный сон без пробуждений положительно влияет на качество памяти
27-07-2011, 07:30Сон – очень полезный жизненный процесс, необходимый для консолидации памяти и переведения кратковременной памяти в долговременную. Ученые доказали, что основную роль в этом играет не столько длительность, сколько непрерывность сна.
Предположение о том, что непрерывный сон требуется для нормальной работы памяти и эффективного обучения, есть давно. Однако получить непосредственные экспериментальные подтверждения этого было довольно сложно. Даже если представить себе самый простой опыт, когда мы будим человека и проверяем, что он запомнил, а что — нет, то будет довольно трудно сказать, что именно помешало сработать его памяти. Прерванный сон? Стресс при пробуждении? Другие причины? Пробуждение — слишком комплексный процесс, чтобы приписать нарушения в процессах консолидации памяти лишь «прерванному сну».
Исследователям из Стэнфордского университета (США) удалось поставить изящный эксперимент, с помощью которого смогли получить строгое подтверждение этой гипотезы.
Специалисты внедрили в нейроны мыши светочувствительный белок ChR2 (channelrhodopsin-2). Через вживлённые в мозг оптоволоконные имплантаты клетки с белком получали вспышку синего света, который активировал белок, а следом за ним — всю клетку. Это приводило к кратковременному пробуждению мозга, но никаких внешних признаков тому не было: животное не открывало глаза и не вскакивало с места; можно было лишь наблюдать слабое подёргивание мускулов в момент «пробуждения». Это позволило отсечь физиологические реакции всего организма на полное пробуждение.
Выспавшись, мышам предлагали исследовать несколько предметов, среди которых были абсолютно новые и те, с которыми животные уже имели дело. Те мыши, которых не беспокоили во время сна, намного большее внимание уделяли новым игрушкам, чем старым. Такое же поведение показали грызуны, которых «будили» описанным способом каждые две минуты в течение сна. Но если нейроны у мышей активировали каждую минуту, то животные забывали, какие предметы новые, а какие — старые, и каждую игрушку они с одинаковым старанием обнюхивали, пробовали на зуб и пытались с ней играть. Свои результаты учёные опубликовали в журнале PNAS.