Кругосветное путешествие по-украински
8-02-2012, 07:25Близится к завершению кругосветное путешествие украинцев под парусом на яхте «Купава». Ее экипаж стартовал в Киеве еще в ноябре 2009 года. Проплыв три океана, яхта сделала временную остановку в Израиле. Там она будет зимовать до тех пор, пока не откроется судоходство по Днепру. Финиш похода будет в Киеве, скорее всего, в апреле-мае. О ярких эпизодах путешествия мы расспросили члена экипажа «Купавы» яхтсмена Андрея Зубенко.
Самым впечатляющим, по его мнению, было плавание по каналам Патагонии. «Такой красоты, как на юге Чили, мы нигде не видели. Места там дикие и невероятно красивые. Но идти по этим каналам оказалось намного сложнее, чем даже у мыса Горн (одно из самых опасных мест для моряков). Эти края недаром называют родиной ветров. Шли зимой (у нас был май), когда там сильные ветра и все время льют дожди или идет снег», — вспоминает Зубенко.
Не менее запоминающимся было плавание в районе, где орудуют сомалийские пираты. «Мы долго решали, каким маршрутом идти: вокруг Африки или через Красное море. Из разговоров с другими яхтсменами пришли к выводу, что вокруг Африки еще опаснее. Ведь все, что севернее ЮАР, — это очень страшные места. Там нет пиратства как вида бизнеса, но там есть нищие разбойники, которые за рубашку могут лишить жизни», — говорит Андрей.
Перед тем как пройти пиратские воды, украинцы зашли на остров Диего-Гарсия, где находится военно-морская база США. «Яхтсмены туда не заходили никогда. А нас пустили. Нам нужен был ремонт деревянного корпуса, который мы повредили в Патагонии. Поскольку гостиниц на острове нет, ночевали... в тюрьме. Это огромное белое помещение с интернетом и телевизором. У нас была персональная обслуга — филиппинцы, которые готовили нам еду».
Утром военные выдали информацию по пиратам. «Нам объяснили, что плыть будет безопасно: начались шторма, и пираты в море не выходят. До Омана мы шли смело и молили Бога, чтобы шторм не кончился. В данном случае он был меньшим злом. Но впереди был Аденский залив — самое опасное место с точки зрения пиратства...». Пройти его нашим яхтсменам помог французский военный атташе. «Мы два раза в сутки выдавали ему наши координаты. Невыход на связь рассматривался как необходимость оказания нам помощи. Еще на нас вышли английские военные, так что в итоге мы докладывали свои координаты четыре раза в сутки. Шли с массой предосторожностей: выключив все огни, максимально прижимаясь к берегу. Также мы подготовили специальное сообщение о том, что нас атакуют: чтобы его отправить, достаточно было нажать одну кнопку на спутниковом телефоне. В итоге все 600 миль мы прошли успешно», — вспоминает Андрей.
«Несколько раз к нам подходили йеменские рыбаки. Когда к нам на полной скорости неслись их катера, сразу было непонятно, кто это. Ведь у пиратов — такие же. Рыбаки оказались приятными людьми, но очень бедными. Они просили еду, сигареты и воду — даже за литровую бутылку были очень благодарны».
«Когда мы шли мимо Йемена ночью, увидели на берегу зарево, вспышки — выглядело красиво. И тут нас задержало тамошнее военное судно. Оказалось, мы зашли в зону боевых действий. А зарево — это были залпы, армия Йемена воевала с «Аль-Каидой». Но местные военные поняли, что у нас не было другого выхода, кроме как идти вдоль берега — ведь в открытом море пираты».
Путешествие украинских яхтсменов длится уже более двух лет. По предварительным оценкам, мореплаватели потратили на него 300—400 тысяч грн. Были за это время и ротации в составе экипажа. Стартовали из Киева вчетвером: Юрий Бондарь (капитан, создатель яхты «Купава»), Андрей Зубенко (помощник капитана), Михаил Ильенко (кинорежиссер и яхтсмен) и Валерий Деймонтович (кок). Ильенко в горах неподалеку от Буэнос-Айреса отснял первые кадры своего нового фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (как раз сейчас в прокате) — об украинском летчике, который стал вождем индианского племени. В Латинской Америке путешествие Ильенко и Деймонтовича на яхте и закончилось. Их сменили яхтсмены Геннадий Стариков и Виктор Копайгородский. С ними «Купава» прошла Южную Атлантику и каналы Патагонии, а с острова Робинзона Крузо они вернулись в Киев. Оставшуюся часть до Израиля Андрей и Юрий прошли вдвоем.
Путешествие украинских яхтсменов длится уже более двух лет. По предварительным оценкам, мореплаватели потратили на него 300—400 тысяч грн. Были за это время и ротации в составе экипажа. Стартовали из Киева вчетвером: Юрий Бондарь (капитан, создатель яхты «Купава»), Андрей Зубенко (помощник капитана), Михаил Ильенко (кинорежиссер и яхтсмен) и Валерий Деймонтович (кок). Ильенко в горах неподалеку от Буэнос-Айреса отснял первые кадры своего нового фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (как раз сейчас в прокате) — об украинском летчике, который стал вождем индианского племени. В Латинской Америке путешествие Ильенко и Деймонтовича на яхте и закончилось. Их сменили яхтсмены Геннадий Стариков и Виктор Копайгородский. С ними «Купава» прошла Южную Атлантику и каналы Патагонии, а с острова Робинзона Крузо они вернулись в Киев. Оставшуюся часть до Израиля Андрей и Юрий прошли вдвоем.
КОКОСЫ, КРАБЫ И БАРРАКУДА. «Рацион в пути зависел от места, где проходил маршрут. К примеру, в Патагонии мы ловили крабов и собирали моллюсков. А в тропиках разнообразие вносили кокосы, которые мы собирали на островах. На борту же, в основном, ели макароны, крупы, консервы и рыбу, которую ловили сами или выменивали у рыбаков на воду и сигареты: тунец, барракуда (очень вкусная, но невероятно костлявая рыба), дорадо (морской карась до метра длиной), арамета ранета (водится в чилийских водах) и кальмары. Пробовали есть и акул, но нам не понравилось».