В Луганске ГКП «Теплокоммунэнерго» не просто «тупо разводит» людей, а делает это по схеме
5-05-2011, 14:34На минувшей неделе проблемами коммуналки озаботились Виктор Янукович и премьер Азаров. Чем это грозит луганским чиновникам, упорно не желающим наводить порядок в ЖКХ ради, как мы полагаем, сохранения теневых схем дерибана коммунальных платежей? Наверняка мы узнаем уже в самое ближайшее время.
Почва для следствия плодотворнейшая. Только копни. Например, чудит без баяна ГКП «Теплокоммунэнерго», не имеющее с 2007 года никаких законных оснований для взимания с населения оплаты за тепло. То есть луганчане вот уже 4 года платят абсолютно не по адресу!
И самое удивительное – никому в мэрии до этого нет дела. Хотя что тут удивительного? Деньги-то мы с вами платим исправно…
«Не искушай меня без нужды»
Зарекается грешить каждый, кто получил неприятности по своей глупости, невнимательности или понадеявшись на «авось пронесет». Кручинится сейчас, наверное, и бывший замдиректора ГКП «Теплокоммунэнерго» Виктор Гижевский, в отношении которого СБУ возбудила дело о пропаже почти 500 тысяч гривен из кассы абонентского отдела предприятия.
Понять его можно. Почешись чиновники мэрии вовремя («а как там исполняется решение исполкома от 2006 года?») – и соблазна запустить руку в кассу предприятия у «посадовців» не осталось бы. И абонотдел на предприятии ликвидировали бы еще в 2007-ом, поскольку вообще никаких платежей от граждан тепловики получать не имели права.
А между тем с долгами, должниками и договорами на оказание отопительных услуг в Луганске – вселенский бардак. Мы-то по простоте душевной как видим в ежемесячных счетах за ком-услуги реквизиты ГКП «Теплокоммун-энерго», так и платим туда, куда просят. Упуская из виду, что вообще-то (по документам) нашим обогревом занимаются не тепловики, а совсем наоборот – жилищные предприятия.
Но начнем по порядку.
Уже давно не давали нам покоя «исчерпывающие» объяснения городских властей про договоры на оказание коммунальных услуг. Еще в 2006-м вступила в силу норма Закона Украины «О коммунальных услугах в Украине», где четко записано: все коммунальные услуги предоставляются только на основании договоров между их поставщиками и потребителями.
Мы настаивали на том, что по закону ГКП «Теплокоммунэнерго» (в частности) должно заключить договор с каждым своим абонентом. А нам объясняли, будто договоры у тепловиков есть – но с предприятиями, которые обслуживают жилой фонд. Этого, мол, достаточно.
И вот, наконец, редакции «МГ» удалось разобраться, что значат эти «договора с жилищниками». Правда, докопавшись до сути, мы столкнулись с совсем уж необъяснимой ситуацией.
Итак. Исполнителем услуг по центральному отоплению раньше и в самом деле было ГКП «Теплокоммун-энерго». Данный факт закреплен соответствующим решением горисполкома №350 от 28 ноября 2005 года. Однако меньше чем через год это решение утратило силу.
31 октября 2006 года исполком Луганского горсовета принял решение №276/1, по которому ГКП «Теплокоммунэнерго» больше не является исполнителем услуг централизованного отопления (пункт 6). А в пункте 2 прямо сказано: с целью определения исполнителя услуги организовать конкурс – причем «негайно»!
В «рекордно короткие» сроки, всего за полгода, мэрии удалось определиться с победителями конкурса. Ими, как и следовало ожидать, оказались жилищные организации – ГКП «Благоустрий», «Жилсервис», ЧП «Луганьбудсервис» и «Теплоремонт». (С уходом из города компании «Дуссманн-Украина» к перечисленным исполнителям присоединились КП «Стандарт-Луганск», а затем и ГКП «Луганск-житло» – но это было уже чуть позже). Со всеми этими предприятиями у тепловиков есть договора, о них и говорили нам чиновники.
Что это означает на практике?
«Вассал моего вассала…»
Выглядеть это должно так. ЧП «Луганьбудсервис», к примеру, получает тепловую энергию у производителя в лице «Теплокоммунэнерго» и доставляет ее в наши квартиры. Затем получает от нас оплату за оказанную услугу и этими деньгами расплачивается с тепловиками. Согласно договору, о котором и пытались сказать нам чиновники. Логично? Может, и не слишком, но такова логика официальных документов, принятых горисполкомом.
То есть все эти феерические истории с масштабными отключениями отопления – чистой воды самоуправство. Никаких взаимоотношений непосредственно с горожанами у тепловиков нет и быть не может: выбивать долги «Теплокоммунэнерго» должно у жилищных предприятий. А те уже, в свою очередь, обязаны в судебном порядке выставлять претензии жильцам. Как говорили в средневековье, «вассал моего вассала – не мой вассал».
Так что все наши пинки тепловикам за отсутствие претензионной работы переадресовываем жилищникам. Однако тогда возникает вопрос: зачем в структуре ГКП «Теплокоммунэнерго» есть целое специальное подразделение по исково-претензионной работе? И зачем вообще у тепловиков абонентский отдел? Может, в «Теплокоммунэнерго» и сами не в курсе, кому они продают тепло?
А знать бы тепловикам следовало. Последний день, когда «Теплокоммун-энерго» начисляло плату за тепло на законном основании, – 1 июня 2007-го. Об этом четко сказано в решении все того же исполкома горсовета №136 от 16 мая 2007 г., п. 4: с 1 июня начисление и перерасчет платы за услуги отопления и централизованной подачи горячей воды выполняют субъекты хозяйствования, которые являются исполнителями указанных услуг.
Спрашивается, зачем тогда в тепловом предприятии держать целый абонентский отдел, отдел «претензионной работы»? И почему такие подразделения не созданы на тех предприятиях, которые должны получать деньги от нас, бороться за 100-процентные платежи и все такое прочее?!
Договорная вакханалия
Вопрос о договорах населения с тепловиками «МГ» поднимал, напомним, не просто так. Договор – это документ, где прописаны обязательства сторон, а также указаны реквизиты предприятия, которое оказывает услугу. Раньше мы задавались вопросом – а попадают ли платежи по назначению? Где подтверждения, что в счетах указаны реквизиты действительно теплоснабжающего предприятия?
Сейчас вопрос стоит по-другому: даже если реквизиты – правильные, на каком основании «Теплокоммунэнерго» получает эти деньги? Ведь за эти 4 года луганчане заплатили сотни миллионов гривен! По какой статье их, извините, приходуют?
Безосновательный прием денег тепловиками – это разве не нарушение финансовой дисциплины на предприятии? И, с другой стороны, если услуги отопления нам (по документам) оказывают жилищники, не получая за это денег, – как это сочетается с финансовой дисциплиной? И вообще со здравым смыслом?
Есть еще один важный момент во всей этой путанице. Когда товар продается, его в обязательном порядке взвешивают, отмеряют, отсчитывают поштучно – смотря чем торгуют. А вот в случае с теплом – накладочка получается. Ибо тепловая энергия в Луганске отпускается фактически без всякого учета. Дома, где есть тепловые счетчики, в нашем городе можно пересчитать по пальцам, а в котельных таких приборов учета нет вовсе. То есть жилищные предприятия никак не смогут знать, сколько они получили тепла и сколько должны заплатить.
Так что общепринятая единица тепловой энергии – гигакалория – в нашем городе, по сути, хождения не имеет. Вместо нее используются какие-то «квадратные метры», которые еще неизвестно насколько были обогреты. Впрочем, к формированию тарифов мы еще вернемся в ближайших номерах «МГ».
Но для чего же все-таки была придумана эта бредовая схема, по которой договора у «Теплокоммунэнерго» заключены с жилищными предприятиями, а платят тепловикам напрямую горожане?
Первое, что приходит на ум – любой хаос есть благодатной почвой для самых разных финансовых махинаций. Косвенное подтверждение этому – приключения 500 тысяч гривен в абонентском отделе «Теплокоммунэнерго», по которым возбуждено уголовное дело. Можно предположить, что с деньгами, которые приходят от населения на счета ГКП, происходит что-нибудь в этом же роде.
Показательно, что в операции по запутыванию следов участвуют не только «Теплокоммунэнерго» и жилищные предприятия. На сайте предприятия «Центрожилком», которое доставляет нам счета за комуслуги, в разделе «Поставщики услуг» читаем: да, горячим водоснабжением и центральным отоплением занимается ГКП «Теплокоммунэнерго»! Неужто до «Центрожилкома», который тоже является городским и коммунальным, не довели решение горисполкома пятилетней давности?!
Мы готовы предположить, что сегодня, когда и Президент, и правительство говорят о борьбе с коррупцией и о пристальном внимании к средствам местных бюджетов, правоохранительные органы заинтересуются луганским тепловым беспрелом. Есть только опасение, что правосудие, как во многих подобных случаях, ограничится наказанием «стрелочников». Вот Виктора Гижевского за полмиллиона вроде как посадить собираются. А как же организаторы «серых схем» и те, кто призван контролировать законность?
Во всех решениях исполкома Луганского горсовета, которые мы цитировали, контроль над исполнением этих актов возложен на первого заместителя городского головы М.В. Пилавова. Но Манолис Васильевич почему-то молчит. Долго и застенчиво…
Мария ВАЙС