В КИУ описали сценарии борьбы с неугодными кандидатами в Луганской области
30-07-2012, 10:38Регистрация мажоритарщиков в ЦИК: риски для кандидатов
Избавиться от сильного конкурента и победить, существенно сократив расходы на агитацию – это вполне достижимо для будущих кандидатов в одномандатных округах в ближайшие три недели. И для этого не нужно нарушать закон – нужна лишь готовность членов ЦИК использовать существующие пробелы в законодательстве. А почему бы и нет: создал же Центризбирком «вполне законно» избирательные округа вопреки здравому смыслу и в интересах конкретных лиц. Так почему бы не помочь этим лицам еще раз, избавив от отдельных слишком назойливых конкурентов?
В ЛОО КИУ предполагают, что неожиданные проблемы с регистрацией в луганских одномандатных округах могут возникнуть у Владимира Струка, Игоря Беркута, Сергея Шахова, Владимира Ландика, Александра Макарова, Александра Бухалова и Виталия Курило. А с меньшей вероятностью – у любого другого кандидата-мажоритарщика. Ниже несколько вариантов, как это может случиться.
А не передумал ли ты, человече, часом выдвигаться?
С кем, действительно, такого не случается. К примеру, собрал человек кипу документов, уплатил 13224 грн. денежного залога, выстоял многочасовую очередь в ЦИК, дабы лично сдать заявление о самовыдвижении. А потом на третий-четвертый-пятый день опомнился. Типа, зачем мне этот депутатский мандат нужен?
Закон такую возможность «опомниться» предусмотрел. Согласно части четвертой статьи 59 Закона «О выборах народных депутатов Украины» (далее – Закон) лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты в одномандатном округе в порядке самовыдвижения, имеет право до дня регистрации отозвать свое заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты. С момента получения Центральной избирательной комиссией заявления об отзыве заявления о самовыдвижении такое лицо считается отказавшимся от баллотирования. Повторное заявление лица о самовыдвижении кандидатом в депутаты не принимается.
Как видим, закон не содержит никаких указаний о способе, каким подобное заявление поступает в ЦИК. Может ли оно прийти сюда по почте? Вполне, закон этого не запрещает. Сообщать самовыдвиженцу о поступлении такого заявления ЦИК не обязано, да и решений по нему не принимает. Что, впрочем, вполне логично. Но … за исключением ситуации, когда сам кандидат и понятия не имеет, что кто-то от его имени подал такое заявление. А ведь напечатать его на принтере и поставить подпись, вполне похожую на подпись кандидата – вряд ли большая проблема?
Понятно, что в случае, если какой-нибудь неадекватный житель Луганска пришлет в ЦИК заявление, например, от имени Владимира Гончарова (будущий кандидат от Партии регионов по 104-му ТИО), то в ЦИК ее точно проверят. Например, Юрий Донченко позвонит по телефону – Владимир Александрович, мол, что за история? И получив заверения, что Гончаров «ни духом» ... передаст «заявление» правоохранителям для поиска злоумышленника. А если такое заявление придет, к примеру, от имени Владимира Струка? Ведь закон, на самом деле, не требует от ЦИК такую проверку осуществлять.
Скажете паранойя? Досужие вымыслы? Такое невозможно? А отнесение к одному округу городов Рубежное и Брянка, между которыми целиком расположились территории двух округов - 106 и 107? Такой абсурд до принятия ЦИК соответствующего решения кто-то мог себе представить?
Заметим, что по Закону повторное заявление о самовыдвижении ЦИК не принимает. Да и в суде защитить нарушенное право окажется вряд ли возможно. По меньшей мере, истец должен будет предоставить выводы графологической экспертизы о том, что его подпись под заявлением была поддельной. А это вряд ли возможно в срок, установленный для судебного производства по избирательным делам.
Вы ездили за границу? Тогда в ЦИК есть повод отказать вам в регистрации!
Согласно части первой статьи 9 Закона, депутатом может быть избран гражданин Украины, который проживает на территории Украины пять последних лет. Это так называемый «ценз оседлости», несоответствие которому является основанием для отказа в регистрации кандидатом. Впрочем, и для отмены такой регистрации тоже. А в части второй этой статьи определяет, что такое «проживание на территории Украины». К исчерпывающему перечню относятся пять случаев:
- проживание на территории Украины;
- пребывание на судне, что плавает под Государственным флагом Украины;
- пребывание за границей на работе в дипломатических миссиях и международных организациях;
- пребывание на полярной станции Украины;
- пребывание в составе формирования вооруженных сил, дислоцированного за пределами Украины.
Таким образом, периоды пребывания за границей на отдыхе, на лечении, в связи с обучением или работой и пр. – это те периоды, в течение которых, согласно закону, человек не проживал на территории Украины. Что может быть основанием для отказа в регистрации. Имея определенный административный ресурс, такую информацию можно собрать и предоставить в ЦИК или в суд – как обоснование требования не регистрировать вояжера.
Понятно, что разумнее было бы говорить не о нахождении за границей, а о проживании в Украине. В том значении, как это установлено статьей третьей Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». В соответствии с которым место проживания - это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком больше шести месяцев в год. При таком применении законодательства нарушение ценза оседлости возникает в случае, когда на протяжении любого годичного периода на протяжении последних 5 лет гражданин Украины находился за границей больше полугода. Сколько раз и в какие страны он выезжал – не имеет значения.
Но это если применять совместно нормы этих двух законов. Однако ЦИК совместно с судами, под методическим руководством господ Кивалова и Портнова, может применять и другую практику применения статьи 9 Закона. И не обязательно одинаковую в отношении ко всем кандидатам.
Чужие здесь ходят, но им будет тяжело
Если сравнить по смыслу части первую и вторую статьи 55 Закона, то легко увидеть, насколько более сложной будет миссия самовыдвиженцев. В соответствии с частью второй, Центральная избирательная комиссия регистрирует кандидата в депутаты, который баллотируется в одномандатном округе в порядке самовыдвижения, при условии предъявления им лично паспорта или временного удостоверения гражданина Украины.
Итак, самовыдвиженцу придется сдавать свои документы лично. А если вспомнить многочасовые очереди в ЦИК, когда туда подавались предложения в состав территориальных комиссий по местным выборам 2010 года, то можно посочувствовать уважаемым и солидным людям, претендующим на то, чтобы стать депутатами, и которые в своей жизни давно забыли, что такое очередь.
Но лишь неудобствами дело не ограничивается, есть и более опасные вещи. В перечень документов, которые подает в ЦИК самовыдвиженец, входит и заявление о самовыдвижении, датированное днем предоставления документов для регистрации его кандидатом в депутаты в Центральную избирательную комиссию (пункт первый части второй статьи 55 Закона). А согласно пункта второго части третьей статьи 59 Закона лицо, которое на день представления в Центральную избирательную комиссию документов о регистрации его кандидатом в депутаты в одномандатном округе в порядке самовыдвижения не подало заявление о самовыдвижении, считается отказавшимся от баллотирования со дня представления документов для регистрации его кандидатом в депутаты согласно статье 55 этого Закона. Заявление такого лица о самовыдвижении, представленное после получения Центральной избирательной комиссией других документов, не принимается.
Можно считать, что заявление о самовыдвижении законодатель отделил от других документов, которые подаются для регистрации, наделил заявление особым статусом. А именно, отсутствие такого заявления среди документов, представляемых в ЦИК, делает невозможным участие этого лица в выборах 2012 года в качестве кандидата.
Итак, существует следующая угроза: с целью недопущения участия в выборах на конкретном округе конкретного лица из документов, поданных в ЦИК, изымается (теряется) заявление о самовыдвижении.
Оппоненты возразят, что согласно части четвертой статьи 55 Закона Центральная избирательная комиссия выдает лицу, которое подало документы, указанные в части первой или части второй этой статьи, справку об их принятии. Справка должна содержать перечень принятых документов, число, месяц и год, а также время их принятия, должность и фамилию лица, которое приняло документы.
Вот только будет ли в этой справке указано заявление о самовыдвижении вообще, и будет ли она указана в справке, которую выдадут жертве применения технологии?
Наконец, нужно озвучить коллизию, которую содержит норма части третьей статьи 60 Закона: Ошибки и неточности, выявленные в представленных кандидатами на регистрацию документах, подлежат исправлению и не являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Указанные ошибки и неточности должны быть исправлены кандидатом в двухдневный срок со дня представления указанных документов.
Поскольку ЦИК рассматривает документы, поданные кандидатами, на протяжении пяти дней, то в какой срок должны быть исправлены ошибки, которые будут выявлены на третий-четвертый день со дня их подачи? И не будут ли в этом случае неисправленные ошибки в документах основанием считать их не поданными? И отказать в регистрации в порядке пункта второго части первой статьи 60 Закона?
Ошибки вредны для вашей регистрации
По нашему мнению, отказ в регистрации на основании пункта первого части первой статьи 60 Закона как технология маловероятен. Подача заявления на согласие баллотироваться по списку и, одновременно, заявления о самовыдвижении в избирательном округе, или подача заявлений о самовыдвижении в двух избирательных округах сразу возможно только в результате ошибки самого кандидата или его команды.
Другие ожидаемые типичные ошибки при подаче документов в ЦИК самовыдвиженцами, на основании которых вероятны отказы в регистрации:
- нарушение срока подачи документов (последний срок – 13 августа);
- неиспрапвление ошибок в документах в срок, определенный ЦИК;
- неуплата денежного залога в сумме 13224 грн., а также неправильное указание реквизитов при внесении залога;
- низкий уровень юристов, которые готовят (и сопровождают процесс подачи) документы для регистрации;
- предоставление полномочий представителям, которые могут действовать во вред доверителю (перекупка представителей конкурентами и др.).
Алексей Светиков, Луганское областное отделение КИУ