Как события в Киеве могут повлиять на баланс политических сил в Алчевске?
6-04-2007, 04:37
Весьма нелогичное политическое созвездие, образовавшееся в Алчевском городском совете, имеет все шансы получить необходимую порцию энергии для эволюционных преобразований. Стремительное пробуждение в Президенте Ющенко воспоминаний о революционном задоре, просочившееся в текст Указа о роспуске ВР, зажгло всю политически активную часть украинского общества. Одни считают – «правильно», вторые – возражают. Не стану углубляться в юридические тонкости последствий указа, но хочу поделиться соображениями, каким эхом это может аукнуться под сводами нашей городской политгаллереи…
Итак, выбор алчевцев 2006 года зажег на политическом небосклоне города новые звезды и внес весьма существенную корректировку в механизм реализации политической воли горожан. Засияло скопление звезд ЭКО+25% - необъяснимое депутатское формирование с совершенно размытыми политическими, но все более вырисовываемыми бизнесовыми задачами. Пополнился наш представительный орган и экзотической группой людей, располагающих якобы законной возможностью эксплуатировать брэнд Натальи Витренко. Имеется пока еще и форпост последователей Ильича. Самым представительным же отрядом в органе местного самоуправления (ОМС) Алчевска является фракция Партии регионов. Все вместе они – тот еще коктейль, если рассматривать его с идеологических позиций. Однако…
До сегодняшнего дня все они достаточно гармонично отыгрывали партитуру, выписанную для ОМС идеологами «кристаллической» корпорации. И тот факт, что какую-то мелодию в издаваемых горсоветом звуках мог услышать только опытный капельмейстер, не должен смущать алчевского избирателя. Партийная идеология, как и ответственность перед авансировавшими их доверием избирателями, в действиях избранников просматривалась весьма и весьма смутно. Не стану утверждать, что объединительной идей в подавляющем большинстве межпартийных компромиссов у городских депутатов выступали материальные стимулы, но в ряде случаев отсутствие при голосовании по резонансным вопросам воздержавшихся и голосующих против, заставляло автора этих строк вновь перечитывать предвыборные программы партий-победителей городского конкурса на обладание народным доверием.
Городской избиратель, в подавляющем большинстве, счел необходимым оказать доверие городской ПР и получил в городском совете представляющую его интересы одноименную фракцию. «Регионы» получили очень мощный рычаг управления – все вопросы городской жизни решает горсовет и та силы, которая контролирует большинство в совете. Но именно с вхождением городской ПР на властный олимп ее реальное влияние на городскую жизнь весьма заметно снизилось. Попробуем разобраться в этом парадоксе…
Например, пересмотрим «договор» на обретение мандатов алчевских регионалов еще раз.
Что помешало реализовать едва ли не самое громкое обещание – «подачу централизованного горячего водоснабжения и восстановление до 2007 года лифтового хозяйства в полном объеме»?
На какой стадии находится «введение системы возмещения моральных и материальных убытков граждан в результате бездеятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы»?
От кого прозвучало и какой частью фракции, имеющей уверенное большинство в совете, было поддержано - «предложение установить мораторий на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги»?
Как успехи с созданием «системы ответственности руководства всех правоохранительных органов перед территориальной громадой города за свою деятельность»?
Как продвигается работа, цель которой – «не позднее 2008 года обеспечить население города в полном объеме питьевой водой, которая соответствует международным стандартам»?
А где обещанные требования экологической компенсации от деятельности предприятий, которые загрязняют окружающую среду, - всем жителям города в объеме не менее 40% прожиточного минимума, а для детей школьного возраста – 50% с обязательным летним оздоровлением за счет предприятий?
…Разумеется, городские лидеры ПР будут готовы во многом с нами поспорить. Хотя гордо отмолчаться – тоже вариант, тем более, в их положении.
Но мы апеллируем лишь фактами. В предвыборную программу городских регионалов закладывались конкретные пункты о решении социально-бытовых проблем граждан, а не круглые столы, возношения цветов и инициативы, никак не похожие на процесс «улучшения нашей жизни уже сегодня». Но без стеснения используемые в качестве показателей активной работы на благо избирателей. Алчевцев волновало, чтобы их избранники решали самые актуальные социально-бытовые проблемы и снимали социальную напряженность – а не рассуждали о языковых вопросах (кстати, вопрос совершенно игнорируемый в городе, где красная ковровая дорожка для Президента уже прибита гвоздями), ругали УПА или вообще – использовали всю фракционную мощь для решения бизнес-вопросов отдельных партийцев.
Каковы же причины ухода алчевской ПР в прострацию?
В нынешнем, существенно утратившем иллюзии обществе скептики предпочитают делить представителей любого законодательного органа на тех, кто имеет бизнес и, по всей логике, считает целесообразным о нем заботиться; тех, кто умеет говорить и это – его основной бизнес-актив, и тех, кто готов говорить, чтобы защитить отдельный бизнес, используя свое умение и чужие опасения. То, что административный аппарат при желании или нежелании может легко зарубить самое благое бизнес-начинание – мы все хорошо поняли за годы становления органов местного самоуправления в Украине и осваивания их представителями ниши дополнительных заработков. В такой ситуации одни естественно не хотят потерять имеющееся, другие – остервенело хотят что-то приумножить.
И в том, и в другом случае важна степень влияния. Это дает едва ли не меньше гарантий, чем лакейская выправка. Но при абсолютном большинстве в совете регионалы при семи постоянных комиссиях горсовета получили в свои активы руководящие посты лишь в двух…
Кроме того, депутатский мандат – лишь иллюзорное представление о силе и независимости от банальных обстоятельств. С незапамятных времен алчевцы связывали стабильное развитие, как города в целом, та и отдельных семей, с градообразующими предприятиями, и понимали, что работу на них надо ценить. Не будем подробно останавливаться на том, каких уродливых очертаний достигло понимание этой ценности на сегодняшний день и каких еще может достигнуть. Рассуждать о том, что социальной напряженности в городе ввиду отсутствия работы, ну, никак не наблюдается – могут многие, но поставить себя хоть под малейшую угрозу оказаться в рядах нуждающихся – искренне не хотел бы никто. А работников градообразующих предприятий в Алчевском горосовете достаточно для того, чтобы партийная идеология частенько лежала на лопатках…
Но фактор власти держится даже не на ее реальной силе, а на впущенном в сердца страхе. Любой тоталитарный режим был обязан своему укоренению в равной степени, как классической жажде подчинять одних, так и подсознательному стремлению повиноваться других. И одинаковое горе – когда народ наделяет доверием лишь представителей этой замкнутой цепочки, исключающей приоритет каких-либо общественных интересов и решимость в их отстаивании с помощью полученных рычагов власти.
Наберемся наглости и напомним депутатам алчевской городской ПР о том, что они являются представителями интересов большинства жителей этого города. Не пора ли вспомнить уровень поддержки людей год назад, перестать опускать глазки подать голос - по поводу тех проблем, которые они же сами обсуждают на кухне с женами или в кругу ближайших сподвижников за кружкой пива?
Найти в себе смелость услышать еще и людей, а не только инструкторов по «синхронному плаванию»?
Какие прогнозы развития событий можно сделать, опираясь на все вышесказанное?
Во-первых, рядовому алчевцу, обладающему даже поверхностной информацией о грядущих социальных катаклизмах в городе, весьма и весьма интересной будет позиция руководства городской ПР, должной иметь рычаги влияния на фракцию в горсовете. Отсутствие законодательной инициативы плюс отсутствие публично заявленной позиции партии по самым «больным темам» жизнедеятельности городской громады может означать только одно – интересы сторонников ПР и ее городского руководства не пересекаются. Заставить руководство городской партии перейти от политики соглашательства к политике разумного диктата – вот возможный диапазон реализации политической воли рядовых сторонников ПР. Особенную актуальность данный сценарий приобретает в условиях проведения досрочной выборной кампании Верховной Рады. Как известно, Тарута и Ахметов разделили свои некогда общие активы. Ахметов смог выстроить свое политическое лобби и даже успел ощутить дивиденды. Тарута был вынужден идти по пути заключения политических договоренностей с окружением Президента – вынужденная диффузия интересов «других донецких» с потенциальными политическими возможностями группы политиков, аффилированных с «помаранчевыми». Публичную презентацию данного союза видели все алчевцы – три визита Президента в наш город, назначение соратника Таруты Гайдука секретарем СНБОУ, лоббирование Президентом интересов корпорации в Польше при покупке меткомбината и т.д. Понимая особую ценность физической поддержки приближенных к Президенту ФПГ в период политического кризиса, имеющую возможность в случае успеха трансформироваться в значительные материальные активы, можно ожидать активизации политической игры корпорации в том числе и в нашем городе. Только попадает ли цветовой оттенок политических интересов ИСД в цветовую гамму политических настроений алчевцев? Неужели в данной ситуации руководство городской ПР продолжит «отводить глаза»? Так о каком реальном представительстве интересов горожан в горсовете можно будет после этого говорить?!!!!!
Во-вторых, понимая особую щекотливость реального положения головы городской ПР и руководителя одноименной фракции горсовета в административном аппарате управления городом, позволим себе дать несколько советов непосредственно для них и их групп влияния. «Делать» политику собственными руками и давать возможность делать ее другим – согласитесь, две громадные разницы. Знать, что тактика управления городской ПР уже вызывает недовольство вышестоящих партийцев и не предпринимать шагов по исправлению ситуации – путь к политической самоликвидации. Это тот случай, когда обладание желанной должностью делает невозможным политическую перспективу. Выпустите вперед соратников, не связанных админцепями. Дайте им максимум полномочий - даже не передавая свои титулы. Это снизит риски возникновения политического ступора, грозящего городской ПР. Это поможет «развязать руки» в предстоящей выборной кампании…
В-третьих. Нахождение ставленника корпорации на вершине городской системы управления свидетельствует не столько о том, что корпорация хочет содействовать улучшению жизни города, сколько о том, что она хочет контролировать интерес громады к деятельности ИСД на территории города. Он должен быть полностью прогнозируемым и управляемым. Неужели городская ПР сознательно ляжет в это прокрустово ложе? Интересы городской громады и интересы корпорации в нашем городе диаметрально противоположны!!! Так чьи интересы будет представлять ПР?
Грядущие перевыборы в ВР могут дотянуть до нашего города реальную угрозу раскола общества по цветовому оттенку политических симпатий, осложненную зависимостью от работодателя. Но зазор для маневра есть – он скрыт в активности горожан. Позволить дальше городскому руководству ПР «водить себя за нос», проводя алогичную политику – значит «втупую» признать себя статистом, от мнения которого ничего ровным счетом не зависит, такой себе биомассой. Но тогда вряд ли можно будет удивляться тому, что в один прекрасный день город узнает, что он стал «надежным оплотом Президента», а часть денег, сэкономленных на оптимизации штатов, пошла на поддержку какой-нибудь очередной цветной революции…
Итак, выбор алчевцев 2006 года зажег на политическом небосклоне города новые звезды и внес весьма существенную корректировку в механизм реализации политической воли горожан. Засияло скопление звезд ЭКО+25% - необъяснимое депутатское формирование с совершенно размытыми политическими, но все более вырисовываемыми бизнесовыми задачами. Пополнился наш представительный орган и экзотической группой людей, располагающих якобы законной возможностью эксплуатировать брэнд Натальи Витренко. Имеется пока еще и форпост последователей Ильича. Самым представительным же отрядом в органе местного самоуправления (ОМС) Алчевска является фракция Партии регионов. Все вместе они – тот еще коктейль, если рассматривать его с идеологических позиций. Однако…
До сегодняшнего дня все они достаточно гармонично отыгрывали партитуру, выписанную для ОМС идеологами «кристаллической» корпорации. И тот факт, что какую-то мелодию в издаваемых горсоветом звуках мог услышать только опытный капельмейстер, не должен смущать алчевского избирателя. Партийная идеология, как и ответственность перед авансировавшими их доверием избирателями, в действиях избранников просматривалась весьма и весьма смутно. Не стану утверждать, что объединительной идей в подавляющем большинстве межпартийных компромиссов у городских депутатов выступали материальные стимулы, но в ряде случаев отсутствие при голосовании по резонансным вопросам воздержавшихся и голосующих против, заставляло автора этих строк вновь перечитывать предвыборные программы партий-победителей городского конкурса на обладание народным доверием.
Городской избиратель, в подавляющем большинстве, счел необходимым оказать доверие городской ПР и получил в городском совете представляющую его интересы одноименную фракцию. «Регионы» получили очень мощный рычаг управления – все вопросы городской жизни решает горсовет и та силы, которая контролирует большинство в совете. Но именно с вхождением городской ПР на властный олимп ее реальное влияние на городскую жизнь весьма заметно снизилось. Попробуем разобраться в этом парадоксе…
Например, пересмотрим «договор» на обретение мандатов алчевских регионалов еще раз.
Что помешало реализовать едва ли не самое громкое обещание – «подачу централизованного горячего водоснабжения и восстановление до 2007 года лифтового хозяйства в полном объеме»?
На какой стадии находится «введение системы возмещения моральных и материальных убытков граждан в результате бездеятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы»?
От кого прозвучало и какой частью фракции, имеющей уверенное большинство в совете, было поддержано - «предложение установить мораторий на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги»?
Как успехи с созданием «системы ответственности руководства всех правоохранительных органов перед территориальной громадой города за свою деятельность»?
Как продвигается работа, цель которой – «не позднее 2008 года обеспечить население города в полном объеме питьевой водой, которая соответствует международным стандартам»?
А где обещанные требования экологической компенсации от деятельности предприятий, которые загрязняют окружающую среду, - всем жителям города в объеме не менее 40% прожиточного минимума, а для детей школьного возраста – 50% с обязательным летним оздоровлением за счет предприятий?
…Разумеется, городские лидеры ПР будут готовы во многом с нами поспорить. Хотя гордо отмолчаться – тоже вариант, тем более, в их положении.
Но мы апеллируем лишь фактами. В предвыборную программу городских регионалов закладывались конкретные пункты о решении социально-бытовых проблем граждан, а не круглые столы, возношения цветов и инициативы, никак не похожие на процесс «улучшения нашей жизни уже сегодня». Но без стеснения используемые в качестве показателей активной работы на благо избирателей. Алчевцев волновало, чтобы их избранники решали самые актуальные социально-бытовые проблемы и снимали социальную напряженность – а не рассуждали о языковых вопросах (кстати, вопрос совершенно игнорируемый в городе, где красная ковровая дорожка для Президента уже прибита гвоздями), ругали УПА или вообще – использовали всю фракционную мощь для решения бизнес-вопросов отдельных партийцев.
Каковы же причины ухода алчевской ПР в прострацию?
В нынешнем, существенно утратившем иллюзии обществе скептики предпочитают делить представителей любого законодательного органа на тех, кто имеет бизнес и, по всей логике, считает целесообразным о нем заботиться; тех, кто умеет говорить и это – его основной бизнес-актив, и тех, кто готов говорить, чтобы защитить отдельный бизнес, используя свое умение и чужие опасения. То, что административный аппарат при желании или нежелании может легко зарубить самое благое бизнес-начинание – мы все хорошо поняли за годы становления органов местного самоуправления в Украине и осваивания их представителями ниши дополнительных заработков. В такой ситуации одни естественно не хотят потерять имеющееся, другие – остервенело хотят что-то приумножить.
И в том, и в другом случае важна степень влияния. Это дает едва ли не меньше гарантий, чем лакейская выправка. Но при абсолютном большинстве в совете регионалы при семи постоянных комиссиях горсовета получили в свои активы руководящие посты лишь в двух…
Кроме того, депутатский мандат – лишь иллюзорное представление о силе и независимости от банальных обстоятельств. С незапамятных времен алчевцы связывали стабильное развитие, как города в целом, та и отдельных семей, с градообразующими предприятиями, и понимали, что работу на них надо ценить. Не будем подробно останавливаться на том, каких уродливых очертаний достигло понимание этой ценности на сегодняшний день и каких еще может достигнуть. Рассуждать о том, что социальной напряженности в городе ввиду отсутствия работы, ну, никак не наблюдается – могут многие, но поставить себя хоть под малейшую угрозу оказаться в рядах нуждающихся – искренне не хотел бы никто. А работников градообразующих предприятий в Алчевском горосовете достаточно для того, чтобы партийная идеология частенько лежала на лопатках…
Но фактор власти держится даже не на ее реальной силе, а на впущенном в сердца страхе. Любой тоталитарный режим был обязан своему укоренению в равной степени, как классической жажде подчинять одних, так и подсознательному стремлению повиноваться других. И одинаковое горе – когда народ наделяет доверием лишь представителей этой замкнутой цепочки, исключающей приоритет каких-либо общественных интересов и решимость в их отстаивании с помощью полученных рычагов власти.
Наберемся наглости и напомним депутатам алчевской городской ПР о том, что они являются представителями интересов большинства жителей этого города. Не пора ли вспомнить уровень поддержки людей год назад, перестать опускать глазки подать голос - по поводу тех проблем, которые они же сами обсуждают на кухне с женами или в кругу ближайших сподвижников за кружкой пива?
Найти в себе смелость услышать еще и людей, а не только инструкторов по «синхронному плаванию»?
Какие прогнозы развития событий можно сделать, опираясь на все вышесказанное?
Во-первых, рядовому алчевцу, обладающему даже поверхностной информацией о грядущих социальных катаклизмах в городе, весьма и весьма интересной будет позиция руководства городской ПР, должной иметь рычаги влияния на фракцию в горсовете. Отсутствие законодательной инициативы плюс отсутствие публично заявленной позиции партии по самым «больным темам» жизнедеятельности городской громады может означать только одно – интересы сторонников ПР и ее городского руководства не пересекаются. Заставить руководство городской партии перейти от политики соглашательства к политике разумного диктата – вот возможный диапазон реализации политической воли рядовых сторонников ПР. Особенную актуальность данный сценарий приобретает в условиях проведения досрочной выборной кампании Верховной Рады. Как известно, Тарута и Ахметов разделили свои некогда общие активы. Ахметов смог выстроить свое политическое лобби и даже успел ощутить дивиденды. Тарута был вынужден идти по пути заключения политических договоренностей с окружением Президента – вынужденная диффузия интересов «других донецких» с потенциальными политическими возможностями группы политиков, аффилированных с «помаранчевыми». Публичную презентацию данного союза видели все алчевцы – три визита Президента в наш город, назначение соратника Таруты Гайдука секретарем СНБОУ, лоббирование Президентом интересов корпорации в Польше при покупке меткомбината и т.д. Понимая особую ценность физической поддержки приближенных к Президенту ФПГ в период политического кризиса, имеющую возможность в случае успеха трансформироваться в значительные материальные активы, можно ожидать активизации политической игры корпорации в том числе и в нашем городе. Только попадает ли цветовой оттенок политических интересов ИСД в цветовую гамму политических настроений алчевцев? Неужели в данной ситуации руководство городской ПР продолжит «отводить глаза»? Так о каком реальном представительстве интересов горожан в горсовете можно будет после этого говорить?!!!!!
Во-вторых, понимая особую щекотливость реального положения головы городской ПР и руководителя одноименной фракции горсовета в административном аппарате управления городом, позволим себе дать несколько советов непосредственно для них и их групп влияния. «Делать» политику собственными руками и давать возможность делать ее другим – согласитесь, две громадные разницы. Знать, что тактика управления городской ПР уже вызывает недовольство вышестоящих партийцев и не предпринимать шагов по исправлению ситуации – путь к политической самоликвидации. Это тот случай, когда обладание желанной должностью делает невозможным политическую перспективу. Выпустите вперед соратников, не связанных админцепями. Дайте им максимум полномочий - даже не передавая свои титулы. Это снизит риски возникновения политического ступора, грозящего городской ПР. Это поможет «развязать руки» в предстоящей выборной кампании…
В-третьих. Нахождение ставленника корпорации на вершине городской системы управления свидетельствует не столько о том, что корпорация хочет содействовать улучшению жизни города, сколько о том, что она хочет контролировать интерес громады к деятельности ИСД на территории города. Он должен быть полностью прогнозируемым и управляемым. Неужели городская ПР сознательно ляжет в это прокрустово ложе? Интересы городской громады и интересы корпорации в нашем городе диаметрально противоположны!!! Так чьи интересы будет представлять ПР?
Грядущие перевыборы в ВР могут дотянуть до нашего города реальную угрозу раскола общества по цветовому оттенку политических симпатий, осложненную зависимостью от работодателя. Но зазор для маневра есть – он скрыт в активности горожан. Позволить дальше городскому руководству ПР «водить себя за нос», проводя алогичную политику – значит «втупую» признать себя статистом, от мнения которого ничего ровным счетом не зависит, такой себе биомассой. Но тогда вряд ли можно будет удивляться тому, что в один прекрасный день город узнает, что он стал «надежным оплотом Президента», а часть денег, сэкономленных на оптимизации штатов, пошла на поддержку какой-нибудь очередной цветной революции…
Ю.Асеев, «Взгляд»