Чем журналисты отличаются от шпионов
27-05-2014, 01:25Луганчанин Славентий Бондаренко и лисичанец Максим Осовский до сих пор находятся в здании Луганского СБУ. Парней подозревают в «шпионаже» в пользу Антитеррористической операции, которая проходит в Донбассе.
Славентий Бондаренко – выпускник факультета журналистики ВНУ имени Даля, инсталлятор и журналист.
Пару лет назад Славентий вырезал из бумаги портрет Януковича и прилепил его на коробку из-под конфет, и украсил картину камушками для аквариума. Та простая инсталляция привлекла внимание публики на выставке современного искусства в Луганске. После этого Славентий с товарищами решили устроить флеш-моб – пронести такие картины по городу. Тогда у здания облгосадминистрации протестовали чернобыльцы, которых власть Януковича лишила льгот. Акция вышла забавной и запоминающейся.
Славентий также «изобрел» веселого робота, который стал «гвоздем» акции «Разгерметизация музейного пространства», проходившей в прошлом году.
А еще Славентий мастерил коктейли (не Молотова) на научном пикнике для любопытной детворы.
Этого парня друзья ценят за жизнелюбие, оптимизм, приветливость, доброжелательность. Он – душа компании, весельчак. Славик и война - несовместимые понятия. Просто она ворвалась в его жизнь также неожиданно, как и в жизнь многих других. Появились "свои" и "чужие", блокпосты и штабы армий.
В последнее время Бондаренко работал редактором на Луганском сайте «Обзор». Когда в Луганске начались митинги и захваты зданий, Славентий вел оттуда репортажи. Причем, как с проукраинских так и с пророссийских акций. Передавал все, что видел, без купюр и комментариев.
Максим Осовский – житель Лисичанска. Парень вел стримы, общался с людьми. Стрим – это современная технология освещения событий. Прямой эфир с места событий. Чтобы включиться в эфир достаточно иметь мобильный телефон, подключенный к интернету.
Стримы – это такое себе народное телевидение. Те, кому интересно смотреть их репортажи, перечисляют деньги им на карточки, чтобы человек смог хотя бы дорогу оплатить.
Для лучшего качества картинки и звука, конечно же, используют аппаратуру посерьезнее.
Стримы сйечас получают все большую популярность, поскольку в режиме реального времени невозможно передергивать факты. Стрим – это ответ общества на пропаганду, фейки и потоки взаимной лжи в СМИ.
- Я понимаю, что многие уже забили на Луганск и мысленно его послали куда подальше. Я бы тоже мог забить, уехать в Киев, найти работу, пить пиво и не видеть всего того говна, которое вижу сейчас каждый день. Мог бы послушать моих друзей, которые меня постоянно уговаривают уехать, так как с каждым днём тут становится всё опаснее. Но я остаюсь и пытаюсь вести стримы, пытаюсь общаться с людьми, ищу адекватных личностей. Хочется уехать, но я понимаю, что тут от меня будет больше пользы, чем в Киеве. Но вы сами понимаете, что поездки, питание, проживание съедает деньги почти незаметно. Это не та спокойная жизнь, когда пришел домой после работы, поужинал, посмотрел любимый сериал и лег спать. Что бы было понятнее, тут за любую съёмку можно не только по голове получить, а и пулю поймать, - написал Максим на своей странице в Фейсбук 24 мая.
А 25-го – в день когда их со Славентием задержат на блокпосту – Осовский написал:
- Сейчас я в Кременной. До этого был в Счастье, Новоайдаре, Сватове. В планах ехать в Лисичанск, хотя вряд ли меня пропустят туда. Подробный отчет будет вечером.
Но подробного отчета нам увидеть так и не удалось. Парней задержали вечером на блокпосту ЛНР в Счастье.
У журналистов при себе было специальное оборудование для стримов от Общественного интернет-ТВ «СпильноТВ». Видимо, его и приняли за «шпионскую аппаратуру».
Сегодня «СпильноТВ» предоставило данные об этой аппаратуре и направило их тем, кто проводить расследование о причастности парней к «шпионажу». Редакция сайта «Обзор» также предоставила справку о том, что Славентий Бондаренко является их сотрудником.
В редакции сайта сегодня побывали вооруженные люди, туда же, как говорят сотрудники, приводили и Славентия.
Вот что пишет руководитель проекта Роман Еримеенко:
- Слава сильно избит. Я сам его не видел, но выслушал впечатления видевших Славика моего сотрудника и охранника здания, в котором наш офис. Они, независимо друг от друга, описали одинаково.
Славик двигается сам, но с трудом. Выше второго этажа подняться не смог. Одет был в майку и разорванные джинсы. Вероятно, одежда не его. Спина синяя от гематом. Руки тоже. Правая рука в локте сильно опухла. Очевидец описывает цвет рук как сине-красный. На спине не только гематомы, но и следы, как будто его волокли по асфальту.
На лице ссадин и синяков нет.
Сначала воды ему принёс мой сотрудник. Потом, когда к нему подошел охранник, Славик попросил ещё. Сказал охраннику, что плохо себя чувствует.
Сопровождали его два человека: один в штатском, представился как следователь службы безопасности луганской народной республики. Второй в защитной форме и с автоматом.
"Следователь" получил пароль к славиковому компьютеру, зашёл в него и скопировал себе на флешку переписку из Фейсбука.
Когда уходили, "следователь" держал Славика за руку. Помогал.
Сегодня днем появилась надежда, что ребят освободят – Валерий Болотов заявил на пресс-конференции, что журналистов уже освободили. Однако, как оказалось, говорил он о других – неких австрийских журналистов, которых вчера также задержали.
В сети также появилась информация о том, что Славентия и Макса якобы собираются обменять на боевиков, которые вчера были задержаны под Новоайдаром за нападение на избирательный участок.
Словом, эту ночь ребята проведут в СБУ. Славентия дома ждет сын-школьник, у мальчика с отцом очень теплые отношения.
Да, журналисты действительно чем-то похожи на шпионов – они собирают информацию, это их профессиональный долг. Однако отличие состоит в том, что эта информация передается не шифровками в штаб какой-то армии, а выставляется на всеобщее обозрение, доводится до сведения всех, кто хочет знать.
Максим и Славентий собирали исключительно для своих читателей и зрителей, которые хотели знать правду о Донбассе.
Родные, друзья, коллеги и товарищи ребят верят в то, что здравый смысл победит. Несмотря на войну и противостояние, люди должны оставаться людьми.
Потому мы очень хотим верить, что уже завтра Максим и Слава вернутся домой!
Яна ОСАДЧА