Выборы на Луганщине. Бардак во время войны
18-10-2014, 14:37
Очень странные выборы будут проходить в конце октября в Луганской области, южная часть которой, как известно, находится под властью так называемой ЛНР. Несмотря на официальное перемирие в регионе неспокойно и продолжают стрелять и рассчитывать на то, что в нынешних условиях выборы пройдут по обычной схеме, нельзя.
Некоторые эксперты полагают, что именно здесь, на Луганщине, где идет война, а, значит, бардак, могут иметь место вбросы, «карусели» и подтасовка результатов. И на это мало кто внимания обратит: ведь фальсификация выборов такая мелочь по сравнению с настоящими проблемами региона.
Итак, на территории «ЛНР» выборов в украинский парламент не будет. Об этом заявил глава самопровозглашенной республики Игорь Плотницкий. Все это мы уже проходили. В президентских выборах многие луганчане не участвовали, что, в общем-то, только помогло Петру Порошенко стать главой государства уже в первом туре. Но в Луганске и тогда, в конце мая, были люди, готовые работать в избирательных комиссиях. Одним из таких был Валентин Ткалич. Он утверждал, что представители так называемой ЛНР были не против дать желающим горожанам проголосовать, однако комиссии не открылись, бюллетени не выдали.
С тех пор, конечно, ряд городов области перешли под контроль Украины, однако это не сильно влияет на ход избирательного процесса. Поскольку в пределах одного округа находятся города, контролируемые разными силами. К примеру, центр 106-го округа находится в Северодонецке и включает в себя ряд часть города Стаханова и Попаснянского района. То есть, в Северодонецке и в Попасной выборы пройдут, а в Стаханове – нет. Получается, чтобы победить в этом округе кандидату-мажоритарщику нужно покорить своим обаянием меньше избирателей, чем такому же кандидату где-нибудь в Виннице или Одессе. Такая же ситуация и с 107-м и со 112-м округами.
По сути, на Луганщине всего один полноценный округ, в котором все территории подчиняются Украине и где выборы могут пройти спокойно– это 113-й.
По округу 114-му почти тоже все в порядке. Его центр находился в Станице-Луганской, однако в связи с невозможностью обеспечить безопасность участникам выборного процесса его перенесли в Беловодск. Окружная комиссия сформировала 44 избирательных участка, добавив недостающих членов комиссии людьми по своему усмотрению, что в принципе согласно закона. Но вот проблема, из 14 членов каждой из комиссии, только 3-4 это живые люди которые готовы выполнять свою миссию. Так в день выборов участки не смогут принять избирателей, поскольку не будут работать, ведь нет даже большинства членов необходимых для работы участковой комиссии.
С округами, которые полностью находятся на оккупированных территориях, тоже все понятно – выборов там, скорее всего, не будет. Это 108-й, 109-й, 110-й, 111-й округа.
На 105-м избирательном округе выборов также не будет. Этот округ включает в себя Жовтневый и часть Каменнобродского районов областного центра. Сюда же, к Жовтневому району относится и многострадальный город Счастье, где вроде как установлена украинская власть.
По состоянию на 14 октября не проведено ни одного заседания членов окружной избирательной комиссии, не принята присяга членами комиссии, отсутствует печать и не определены границы округа. Некоторыми партиями уже второй раз поданы кандидатуры членов ОИК №105, с которыми невозможно связаться и привлечь к работе. А остальные члены ОИК, с которыми можно связаться, либо не в курсе что они члены комиссии, поскольку не подавали свои кандидатуры, либо отказываются ехать для проведения заседаний, поскольку избирательный округ находится в зоне АТО, а сам центр округа - на оккупированной территории.
- Можно попробовать собрать некоторых членов комиссии, для того чтобы они приняли присягу и начали формировать участковые комиссии, но нужно решение ЦВК, чтобы изменить юридический адрес окружной комиссии. Для этого губернатор должен написать обращение, - рассказывает кандидат в депутаты по этому округу Сергей Ткаченко.
По его словам, представители комиссии встречались с губернатором Геннадием Москалем, но взаимопонимания не нашли.
- Работа комиссии стоит, обращение облгосадминистрация не пишет, хотя письма с предложением для размещения ОВК написали и подали Москалю Счастьенский городской совет и Старобельская районная гос. администрация мотивируя это тем, что голосование может быть опасным. Получается так, что жителей Счастья лишают законного права принять участии в голосовании, - говорит Ткаченко.
Доверенное лицо другого кандидата поэтому же округу считает, что на Луганщине идет полный саботаж выборов, и никому не будет удивительно, что по округам, не принявшим участие в голосовании, победят вполне «реальные» кандидаты.
Наш собеседник недоумевает, на каком основании был изменен юридический адрес 104-го округа, который перенесли в Новоайдар. Отметим, 104-й округ – это Артемовский район Луганска, часть Камброда и часть Лутугинского района, то есть территорий, полностью контролируемых сепаратистами. Однако для этого округа почему-то сделали исключение, и он будет работать. Хотя совсем непонятно, кто на нем будет голосовать – в Новоайдаре - то. Получается так, что жители Луганска должны приехать в Новоайдар окружной дорогой, это приблизительно 200 км. в оба конца.
Более того, наш собеседник опасается, что на этих выборах могут быть задействована старая-добрая технология избирательных «каруселей» использую людей с луганской пропиской.
- Переселенцам из зоны АТО значительно упростили процедуру голосования. Достаточно одного заявления. Люди с донецкой и луганской пропиской могут запросто массово голосовать на разных округах. Единственное, мы пока не поймем, под кого все это делается, - отметил он.
Как нам сообщил информированный источник, выборы в нескольких округах возможно организовывают под конкретного кандидата, а именно бизнесмена из Донецка Игоря Мартыненкова. По данным источника, возникает ощущение, что окружная комиссия «запрограммирована» исключительно на его победу… на нескольких округах Новоайдара.
Как мы уже писали, фактически на каждом из округов Луганщины есть кандидаты из Западной Украины и из Киева, как правило, со средним образованием. Появление таких самовыдвиженцев является предвыборной технологией, и даже, как говорят специалисты, вполне законной.
На луганских округах по открепительным талонам также будут голосовать военные, несущие службу в зоне АТО. Вот только свой голос они могут отдать только за партии, голосовать за мажоритарщика они не смогут.
Не добавляет доверия к выборам и тот факт, что международные наблюдатели фактически проигнорировали парламентскую кампанию в Луганской области. Причина - боевые действия, ведущиеся в зоне столкновений, и, как следствие - невозможность обеспечения личной безопасности. Единственные, кто отважился приехать на Луганщину - представители Канадской Миссии Наблюдения «КАНЕОМ», долгосрочные наблюдатели Стивен Рой и Роман Базикалов.
Словом, веселые будут выборы. И вряд ли их результаты будут отражать истинное волеизъявление жителей региона, реализация избирательных прав которых, как мы видим, сильно затруднена.
Да и за кого может проголосовать измученная войной и брошенная на произвол судьбы всеми политиками область? Чьим обещаниям, оторванным от реальной жизни и проблем, она сможет сегодня поверить?
Впрочем, вряд ли жители Луганщины будут бурно протестовать против нарушения своих избирательных прав. Не до жиру, как говорится. Ведь для многих сегодня более актуальна борьба за другое право. Право на жизнь.