Судебная реформа в Украине без изменения Конституции обречена на провал
19-03-2015, 11:15Несмотря на то, что Украина прочно стала на путь реформирования всех сфер государственного управления, до сих пор в нашей стране не принята в полном объеме одна из самых необходимых реформ — судебная.
С одной стороны мы видим, что все ветви власти в Украине согласны на изменение судоустройства, но с другой - политические силы не хотят терять контроль над судьями.
Но обеспечения по-настоящему справедливого и независимого правосудия судьба реформ и изменений нашего общества и государства может быть намного сложнее.
Как сейчас:
Недоверие общества
Сложившаяся ситуация, когда судебная ветвь власти полностью зависима не только от законодательной, но и исполнительной вызывает глубокое разочарование в обществе. Согласно опросам уровень доверия судам составляет около 14%. Справедливости ради стоит отметить, что уровень доверия среди тех, кто непосредственно столкнулся с украинскими судами выше — до 40%.
Добавляет «масла в огонь» полная неприкосновенность и практическая безнаказанность судей.
Попытки взять судей под контроль
В Украине первый раз судья назначается Президентом Украины, а назначение судьей бессрочно находится в компетенции Верховной Рады. Высший совет юстиции практически не принимает участия в этом процессе (за исключением набора кандидатов и постановки в кадровый резерв).
Но высшими государственными органами попытки влияния на судей не исчерпываются. Также руководители местных органов власти желают влиять на судейский корпус. Помогает им в этом недостаточное финансирование. И от местных органов власти зависит в каком помещении и с каким техническим оснащением будут работать судьи и кого из них обеспечат жильем в первую очередь.
Финансы
Сейчас судьи в Украине полностью лишены участия в подготовке бюджета судов и, соответственно полностью зависимы от Верховной рады и органов местного самоуправления.
В итоге о какой справедливости может идти речь если в 2012 году судебная система Украины была профинансирована на 3,8 млрд грн. что составляет 38,6% от бюджетного запроса; в 2013 — 4,3 (46,8%); в 2014 - 4,57 (46,4%).
Что же делать?
По мнению экспертов независимый, честный и справедливый суд является основой для построения демократической политической системы и конкурентной рыночной экономики.
Сами судьи считают, что первоочередной задачей судебной реформы должно быть устранение политического влияния президента и парламента.
Для реформы судоустройства в Украине необходимо полностью исключить участие Верховной Рады Украины, Президента Украины и органов исполнительной власти в процессах назначения, перевода, привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения судей.
Также эксперты рекомендуют предусмотреть принцип несменяемости судей и назначения судей на должность бессрочно, отказавшись таким образом от процедуры первого назначения на пятилетний срок.
Особое внимание стоит уделить и качеству подготовки - установить только конкурсные основы отбора судей, их перевод в другие, в том числе высшего уровня, судов, на основе прозрачных и объективных критериев и процедур.
Закрепление ключевой роли собрания судей в процедуре назначения судей на административные должности и усиление юридической, в том числе уголовной, ответственности за незаконное влияние на судей любым способом позволит избавиться от «телефонного права».
Что предлагают:
В январе Верховная Рада приняла за основу два законопроекта о реформировании судебной системы.
Законопроект президента Петра Порошенко №1656 "Об обеспечении права на справедливый суд" в первом чтении поддержали 288 депутатов при минимально необходимых 226. Во втором — 251.
Президентский законопроект предусматривает введение аттестации судей, по результатам которой им будет присваиваться один из пяти квалификационных классов и от независимого оценивания профессионального уровня судьи будет зависеть его дальнейшая карьера.
Также законопроектом расширяется список оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Кроме того, планируется ввести назначение членов Высшего совета юстиции на конкурсной основе, но при этом сократить срок их полномочий с 6 до 4 лет и запретить совмещение этой должности с другими видами деятельности, в том числе с депутатской.
К сожалению, этот законопроект игнорирует не только самые главные проблемы — зависимость назначения судей от Президента и Верховной Рады и отсутствие гарантий финансирования судов, но и многие другие.
Справедливости ради стоит отметить, что не все изменения зависят от авторов законопроекта - рекомендации Совета Европы по судебной реформе затрагивают не только один закон. Многие пункты предложений требуют внесения изменений в Конституцию. А это, несмотря на про-европейскую коалицию в Верховной Раде, достаточно сложная процедура.
При этом главная сложность судебной реформы в Украине заключается в том, что для изменений необходима политическая воля Президента и Верховной рады. Только тогда в нашей стране появится справедливый и независимый суд.