Польша — системный путь в ЕС без хаоса
28-03-2015, 22:4810 лет назад Польша стала полноправным членом Европейского союза. Нельзя сказать, что этот путь был простым, но, благодаря поддержке общественных организаций, четкому курсу правительства и системной работе всех государственных структур, этот путь был пройден всего за 15 лет, прошедших с момента развала коммунистического лагеря в странах Восточной Европы и первых демократичных выборов в стране. Главную роль в подготовке Соглашения об Ассоциации и, немного позднее, вступления в ЕС сыграли две институции — Европейский колледж, в котором готовились кадры и Комитет европейской интеграции, координировавший все этапы изменений в стране.
Как рассказал бывший секретарь Комитета ассоциации с ЕС и координатор европейской политики пан Марек Табор, работа по подготовке вступления Польши в ЕС началась в 1990 году — именно тогда появились первые организации по подготовке Соглашения об ассоциации.
Во всех министерствах и ведомствах Польши были созданы отделы евроинтеграции, которые координировались правительством и готовили все изменения в масштабах государства.
Но в то время нельзя было сказать, что работа была системной и слаженной - на начальном этапе подготовки соглашения об Ассоциации Польши с ЕС существовали проблемы взаимодействия между экспертами разных министерствах, в первую очередь вызванные отсутствием доверия.
Польский план евроинтеграции насчитывал 600 страниц, и разработкой этого плана занимались не чиновники, а эксперты, которые готовили и согласовывали изменения в профильных министерствах.
После небольшого периода, в течении которого эксперты учились доверять и сотрудничать друг с другом, работа по подготовке Соглашения значительно ускорилась - при взаимодействии экспертов удавалось избегать многих бюрократических формальностей.
По словам Марека Табора, всего несколько процентов изменений в Соглашение об Ассоциации утверждались руководителями ведомств, а не экспертами. Благодаря качественной подготовительной работе на экспертном уровне Кабинет Министров в итоге получал полностью согласованные изменения.
Кроме того, курс на Евроинтеграцию был официальной программой правительства Польши, и не менялся в результате смены Премьер-министра или Кабмина. Стабильность сыграла большую роль и при подготовке к членству в ЕС — экспертам не приходилось бросать свою работу, а потом начинать всю подготовку заново и значительно облегчила поиск средств в ЕС для гармонизации законодательства Польши.
Кадры решают все
Ева Оснецкая-Танецкая - вице-директор Европейского колледжа в Польше:
Без людей ничего нельзя сделать, а без организации ничего не может существовать. Для Польши было очень важно осознание необходимости создания новых институций. И эти организации создавались параллельно с государственной администрацией, которая также создавалась с нуля.
Новшества вводились и в учебных заведениях - создавались кафедры управления и кафедры европеистики.
По мнению Евы Оснецкой-Танецкой, в столь серьезном деле как евроинтеграция, неправительственные организации это хорошо, но государственные организации намного лучше.
Поэтому польским правительством и общественными организациями в 1991 году было принято решение о создании Европейского колледжа и, как показала история, это решение было не напрасным.
В 2004 году, когда Польша стала членом ЕС и возникла необходимость представлять интересы страны в структурах Евросоюза, в стране уже были специалисты, подготовленные и разбирающиеся в законодательстве. Сейчас в этом колледже учится 120 человек со всей Европы и Украины.
Украинские выпускники колледжа в 2012 году создали свою ассоциацию и активно работают в Киеве в рамках своей компетенции пытаясь предлагать свои знания украинским органам власти. К сожалению, пока украинская власть не сильно заинтересована в квалифицированных экспертах.
По мнению пани Евы, гармонизация украинского законодательства с европейским не может быть эффективной без создания соответствующих институтов, которые будут готовить изменения. И это сейчас является главной проблемой для Украины - вопреки декларациям государство очень неохотно принимает помощь экспертов и не готово к созданию и финансированию институций для подготовки изменений
Как показывает польский опыт, изменение законодательства и работа органов власти остается всего лишь технической стороной евроинтеграции. Главный вопрос это то, как относятся жители государства к перспективе вступления в ЕС.
Информационная кампания
Пани Кострович - генеральный директор Комитета европейской интеграции - главной структуры польского правительства, которая занималась евроинтеграцией:
В Польше основной кампанией по информированию населения о преимуществах и недостатках евроинтеграции на начальном этапе занимался Комитет Евроинтеграции, но за 2 года до проведения референдума о вступлении в ЕС, основную часть работы взял на себя Кабинет Министров.
Подготовка к вступлению в Европейский союз началась в 1997 году, после того, как Польшу признали кандидатом в члены ЕС.
Всего за 6 месяцев был создан Совет по вопросам информационной стратегии, в состав которого входили представители государственных органов власти, Академии наук, Комитета по телевидению и радовещанию и неправительственных фондов, игравший роль постоянного форума, который информировал поляков о евроинтеграции.
Правительство и Комитет Евроинтеграции достаточно серьезно относилось к совету и постоянно содействовали деятельности экспертов и журналистов и предоставляли всю информацию, необходимую для кампании.
Кроме того, департаментом Комитета Евроинтеграции за полтора года была разработана детальная программа информирования населения о евроинтеграции, позднее утвержденная правительством и ставшая обязательной для реализации во всех министерствах и ведомствах.
Важным элементом этой программы стало вовлечение в кампанию евроинтеграции различных слоев населения. Основной упор делался на учителей и журналистов.
По мнению єкспертов, именно учителя формируют позитивное видение Европейского союза среди молодежи и родителей. А от журналистов зависит оперативность информирования людей о перспективах.
Сколько стоит информация?
Финансировалась программа Управлением евроинтеграции на конкурсной основе - самым интересным идеям и проектам выделялись гранты.
С 1997 по 2001 год на информационую кампанию ЕС выделял 1 миллион евро в год и в 2002-2003 годах - по 4 миллиона.
Кроме того некоторые страны ЕС пополняли фонд за счет своих средств. Деньги поступали в специальный фонд и правительство или правительственные структуры могли использовать часть этих средств для со-финансирования своих проектов и мероприятий.
Финальная часть информирования населения продолжалась полтора года и отличалась массированной информационной кампанией не только о положительных, но и об отрицательных моментах, которые ожидают поляков после вступления в ЕС.
Правительство Польши считало, что граждане должны знать не только о хорошей стороне, но и о трудностях, которые возникнут если Польша станет членом ЕС.
Кроме того, одной из проблем было обеспечение явки людей на выборы - референдум о вступлении Польши в ЕС мог быть объявлен недействительным при явке менее 50%.
Впрочем, кампания была проведена не зря — в результате качественного планирования, усилий правительства, общественных организаций и системного подхода к кампании по информированию населения на референдуме о вступлении Польши в ЕС «Да» сказали 68% от принявших участие.
1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом ЕС, но на этом работа институций не завершилась — сейчас в Польше готовят специалистов для работы с фондами ЕС, обучают специалистов для содружества и помогают украинцам в проведении реформ в рамках Соглашения об ассоциации.
К сожалению, эта помощь не всегда принимается с благодарностью и польские политики с грустью отмечают тот факт, что иногда возникает ощущения навязанных реформ — как будто они больше нужны ЕС чем украинцам.
Материал подготовлен благодаря поддержке Польского Фонда Международной Солидарности в рамках визита журналистов восточных областей Украины в Республику Польша.
Даниил Агеев