Город-призрак или Луганск, как кошмар наркома Угланова
13-01-2011, 13:47У нас разрушен старый центр, а нового просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Гости, которых ты битый час водишь по Советской, удивленно спрашивают тебя: ну а когда мы в центр попадем? У нас нет политиков, кроме тех, которые не в телевизоре и не на агитлистовке раз в четыре года.
Ленивое время. Постпраздничный синдром. Где-то в далекой столице вчерашних представителей власти превращают в подследственных. Те, которые столь рьяно пользуются плодами своей победы, даже мысли не допускают, что делают из своих врагов классических героев. Ибо знают – не герои они. Никто не вступится, никто не выйдет. Одни злорадствуют, другие – не верят, третьи смотрят по телеку «Оливье-шоу». Эти третьи – самые страшные и самые выгодные. Потому что своя собственная судьба им также безразлична, как судьба оппозиционеров, киевского замка или лисичанской школы. Из-за них Украина может стать Россией и Белоруссией. Они молча проглотят все кодексы, пеню и новые тарифы. И будут радоваться, что выжили. Потому что они – бессмертны
Город, которого нет
8 января малоизвестный й блогер el_gerund вывесил псевдоисторическую статью под названием «Правда о Луганске». В тексте много букв и одна все убивающая идея – города Луганска не существует в природе. Это миф, невольным автором которого стал… нарком труда СССР Николай Угланов в 30-х годах прошлого века.
– Сталин ставил задачи одну за другой, Угланов продолжал пытаться отстоять здравый смысл. Почти двое суток он с помощниками готовил подробные расчеты, намереваясь любой ценой убедить Сталина, что у страны на это уже не хватит ресурсов. Показывая эти цифры на следующем совещании, Угланов в сердцах завершил своё выступление репликой о том, что единственный способ, которым советская страна может позволить себе создать на Донбассе ещё один промышленный город, это вообразить, что он там уже есть, – пишет автор.
А дальше пошло-поехало. За дело взялись учёные, которые «получили от Генерального секретаря одни из самых необычных партийных заданий за всю историю партии».Им предстояло сфабриковать историю города и аккуратно вписать её в настоящую историю государства Российского. Но мало было выдумать город-призрак и нарисовать его на карте– его еще нужно было заселить:
– Не только призраками из прошлого – как вымышленными, так и настоящими (в число последних попал Владимир Иванович Даль, которого в шутку из коренного петербуржца превратили в уроженца Луганского Завода). Первыми жителями Луганска стали чекисты, в чьи легенды стали вписывать «место рождения – Луганск». Следом за ними из Луганска посыпались малолетние беспризорники, которым было совершенно всё равно, что именно писали в их документах, переводя из одного детдома в другой. Параллельно с ними, страницы советских газет стали искусно населять «известными» луганчанами – передовиками производства, пролетарскими поэтами и прочими строителями молодого государства.
Мифический город постоянно переименовывали. Как-то Ворошилов неосторожно пошутил над Сталиным. К удивлению, его не расстреляли, а поиздевались более изощренно – дали его имя городу-призраку. Ну а дальше это уже стало такой веселой игрой партсекретарей – то дать имя Ворошилова «городу», то снова забрать.
Правда о мифе под названием Луганск не всплыла даже после краха СССР.
– Новое руководство страны быстро научилось пользоваться этим мифом – как для финансовых афер, так и для политических – достаточно, к примеру, посмотреть результаты любых голосований на избирательных участках, приписанных к Луганску.
Автор-шутник оскорбил нашу луганскую гордость? Память Стаханова, молодогвардейцев, жертв ОУН-УПА? Будем сажать его сразу на палю, или отбросим в его опусе долю шутки, и посмотрим на правду?
Наш город – город старых закостенелых памятников, ряды которых пополняются не менее угрюмо-уродскими монументами.
Наш город – город существующих на бумаге ГКП и нарисованных долгов.
Здесь чиновники берут в долг и занимают казенные деньги несуществующим фирмам.
У нас разрушен старый центр, а нового просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Гости, которых ты битый час водишь по Советской и Оборонной, удивленно спрашивают тебя: ну а когда мы в центр попадем?
По нашим улицам ездят не существующие большие автобусы.
В проект нашего Генплана не вносят зеленые зоны и вычеркивают из него целые кварталы и больницы, словно этот самый засекреченный Генплан и есть наш город, а самого города нет.
Здесь загажены все настоящие парки, а вместо них появляются несуществующие, на месте кладбищ.
У нас нет дорог, хотя на них ежегодно тратят миллионы.
У нас нет политиков, кроме тех, которые не в телевизоре и не на агитлистовке раз в четыре года.
Даже мэр у нас ненастоящий, а нарисованный – сначала на фотографии с будущим президентом, а потом просто – в филькиных избирательных протоколах!
Сергей Иванович, Вы знаете о том, что вы – кошмар наркома Угланова?
Но самое страшное, что и мы вместе с вами все снимся и снимся этому наркому…
Реальная виртуальность
Справедливости ради следует сказать, что на гордое звание «город-миф» в последнее время претендует не один лишь Луганск. Город жив, когда у него есть свои традиции, своя уникальная архитектура, свой неповторимый дух и атмосфера. Город Киев лихорадит – под угрозой сноса оказался исторический замок Барона, что на Ярославовом Валу. Неравнодушная общественность бьет тревогу – к старым уличным методам борьбы добавился еще один новый: интернет.
Точкой сборки для всех, кто не хочет жить в стране стеклопакетных коробок, стала группа, созданная в социальной сети «Фейсбук»: «Спасем замок Барона в Киеве». На странице группы можно узнать о последних событиях, разворачивающихся вокруг дома, скоординировать в режиме реального времени свои действия, и, конечно же, привлечь внимание к проблеме как можно большего количества людей. Ведь у каждого из участников группы есть свои страницы в разных социальных сетях и блоги, где информация распространяется моментально. Так что это работает намного эффективнее листовок.
Одним из администраторов группы «Спасем Замок Барона в Киеве» стал луганский журналист Ярослав Гребенюк. О том, как это – спасать киевский замок, находясь в Луганске – Ярослав рассказывает «МГ»:
– Во-первых, я жил и работал в Киеве, неплохо знаю город, люблю устраивать экскурсии по Киеву для коренных киевлян. Теперь наезжаю несколько раз в год – поэтому изменения бросаются в глаза: на фоне памятника Хмельницкому соорудили зеркальную коробку отеля, рядом с домиком Тараса Шевченко, где осталась шелковица, плоды которой ел наш поэт, отгрохали банк. Это хреново – Подол скоро будет напоминать улицу Советскую родного Луганска, и поездки в столицу уже не будут давать отдохновения душе.
Во-вторых, меня интересуют возможности передачи информации новыми средствами. Люди со всего мира обсуждали акцию в Живом журнале, ВКонтакте, на Фейсбуке и Твиттере. Людей очень трудно раскачать на действие, хотя все вроде бы искренне негодуют по многим поводам и искренне ненавидят власть. Тем не менее, когда цель кристально чистая (а ведь ни киевлянину, ни галичанину, ни луганчанину не по душе, когда люди, обирающие Украину, еще и уничтожают ее красоту), создается множество потоков, они переплетаются, бурлят, спорят. Но, в конце концов, все получилось. 10 января в Киеве прошла по-настоящему народная акция в защиту замка.
Спасение замка – далеко не единственная акция, проходящая на просторах украинского интернета. Здесь бурлит реальная жизнь, та, которую мы уже не увидим по телевизору и о которой не услышим из уст политиков-призраков. Из блогов журналистов, юристов, предпринимателей и общественников можно узнать о разных инициативах, например, о подготовке петиции в органы власти Евросоюза с просьбой запретить выезд за рубеж нашим коррумпированным чиновникам. Скажете, эти люди много на себя берут? Заниматься такими вещами – дело политиков?
А вот и нет. Как раз этим и хороши страшные времена политического однообразия: общество может научиться спасаться само, без поводырей...
Дмитрий КРАВЧЕНКО