Из-за «левых» схем в агропроме пострадали жители Свердловска, имидж Луганщины и предприятия «Коровай»
16-03-2011, 14:09«В шахтерских городах исчез хлеб!» – информационная бомба рванула накануне женского дня. А всю следующую после этого неделю областная власть, фигурально выражаясь, разбирала завалы. Губернатор, после изучения ситуации с выездом в «пострадавшие» районы, сообщил, что на самом деле временные перебои с хлебом-мукой вызваны чисто техническими проблемами, но прокуратура области (как нам представляется, по команде из Киева) все же задержала руководителя ОАО «Коровай».
И почему-то никто не вспомнил о том, что ситуация с мукой – катастрофическая в целом по стране. И обвинять в хлебном кризисе луганских пекарей или местные власти – значит, не понимать в принципе ситуацию в отрасли. Это выгодно только тем, кто снова хочет предъявить публике «стрелочников», оставив безнаказанными реальных виновников происшедшего
О цене на хлеб и на собачью будку
Тревожная информация, что хлебопекарная отрасль Украины может полностью остановиться, прозвучала еще в конце минувшего года. Однако даже в нашей стране, где плохим прогнозам привыкли верить, предупреждения эти мало кто услышал. Переживали лишь о том, насколько поднимется цена на хлеб.
Однако знамения были, и достаточно грозные. Так, еще в начале февраля остановились несколько мукомольных предприятий – «Киевмлын», Белоцерковский и Симферопольский комбинаты хлебопродуктов и др. Все это будто бы далеко от нас и, казалось бы, никак не связано с тем, что случилось на Луганщине. Однако связь, конечно же, есть. 11 марта хлебные проблемы в стране признал «промахом правительства» премьер-министр Николай Азаров.
…Перебои с хлебом в Свердловске начались после того, как остановился хлебозавод ОАО «Коровай». Сказать, что хлеба в городе не было вообще – нельзя. Продолжали работать десяток частных пекарен, оставался хлеб и в больших супермаркетах – как привозной, так и собственной выпечки. Но цены там, разумеется, тут же взметнулись ввысь – где в полтора, а где и в два раза.
К слову, вот интересно, почему правоохранители, так рьяно взявшиеся «плести лапти» ни в чем не повинному «Короваю», до сих пор не поведали общественности о привлечении к ответственности за этот ценовой беспредел руководителей торговых сетей?..
Итак, хлебозавод остановился из-за отсутствия муки. Почему так получилось?
Судя по всему, причиной стала проблема с оборотными средствами. С начала года рыночные цены на муку существенно поднялись, а цены на хлеб остались прежними. Стоимость муки высшего сорта выросла с 2,63 тыс. грн/т до 3,1 тыс. грн/т, сообщило агентство «АПК-Информ». В некоторых областях цены стали еще выше – оптовики продают муку не ниже 3,4 тыс. грн/т, пишет «Коммерсантъ».
Когда дорожают доски, повысить цену собачьей будки просто. А вот изменить цену на хлеб значительно сложнее. Дабы «остаться в балансе», «Коровай» неоднократно обращался в вышестоящие инстанции, в том числе и в госинспекцию по ценам. То есть в известность об истинном состоянии дел были поставлены все те, кто и должен был принять окончательное решение.
Но в ответ государевы люди начали яростно «душить» предприятие всевозможными проверками.
В результате чиновничьей, мягко говоря, волокиты хлебопеки де-факто были поставлены на грань банкротства. По словам председателя правления ОАО «Коровай» Василия Рудого, за первых два месяца года убытки предприятия достигли 10 миллионов гривен.
Ситуацию мог бы (и должен был!) удержать Аграрный фонд, но получить от него хотя бы килограмм муки не помогли ни обращения в эту контору губернатора Владимира Пристюка, ни просьбы главы фракции ПР в парламенте Александра Ефремова.
Отпустить муку «Короваю» отказался и другой областной гигант пищепрома – ООО «Луганскмлын». Логика в этом отказе – на поверхности. У «Луганскмлына» есть свое пекарное производство (под торговой маркой «Добродія»), и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть выгоду мельников-пекарей в «подставе» конкурентов.
…Новые цены крупнейшему производителю хлеба на Луганщине, ОАО «Коровай», Киев согласовал лишь 4 марта, и только 9 марта на предприятие пошла мука из Аграрного фонда и «Луганскмлына».
Но есть и другие причины развязанного в отношении «Коровая» бойкота. Чтобы их понять, нужно разобраться – что такое «социальный хлеб» и с чем его едят.
Минусовая рентабельность
К хлебу с курагой, черносливом и орехами у государства вопросов никаких – хоть по 10 гривен за полкило продавай. Они относятся к «элитным». А вот к массовым сортам, которые называются «социальными» – «Успенскому», «Заречью», «Украинскому», – требования жесткие. На них в Луганской области был установлен предельный уровень рентабельности – 5%.
– Мы добивались, чтобы нам разрешили установить рентабельность хлеба не менее 15%. Это позволило бы инвестировать средства в расширение производства, новое оборудование,– говорил заместитель председателя правления корпорации «Лотуре» (в ее состав входит ОАО «Коровай») Владимир Лымарь в июне 2009 года «Коммерсанту». – При рентабельности 12% хлебная отрасль сможет только чуть свободнее вздохнуть.
Однако сегодня, повторимся, о такой рентабельности речь не идет. Чтобы выйти хотя бы на оговоренные когда-то 5%, цену нужно повышать чуть ли не на треть. По мнению председателя правления ОАО «Коровай» Василия Рудого, рост цены должен составить «на 1 единице до 1,3 гривни».
Надо заметить, что «Коровай» не поднимал цен на протяжении двух лет. А в августе 2010-го тогдашний губернатор Валерий Голенко еще и организовал подписание специального меморандума с крупнейшими производителями хлеба. Согласно этому договору пекари области должны были держать цены до конца года, а Аграрный фонд и «Луганскмлын» поставлять муку по фиксированной цене.
Все это касается «социального» хлеба. Подразумевается, что, теряя в прибыли на этих сортах, производитель добирает на «элитном» хлебе. Но, в отличие от других пекарей, «Коровай» печет в основном «социальный» хлеб – в его ассортименте таких сортов 82 процента!
Рядовой покупатель не задумывается, откуда берется «социальный» хлеб и как государству удается убедить пекарей сдерживать цены. А именно здесь и лежит одна из причин хлебного кризиса на Луганщине и предстоящего взлета цен по всей стране.
Для сдерживания цен существует так называемый Аграрный фонд, который мы упоминали выше. Это государственное учреждение, которое должно закупать за бюджетные деньги зерно у селян, а затем, в случае роста цен на зерно и муку, продавать муку пекарям по цене ниже рыночной. Как раз из этой муки и пекут «социальный», за счет этого он и стоит дешевле.
Именно эту муку «Короваю» и отказались отпускать Аграрный фонд и хранитель-переработчик зерна.
«Социальная мука»
Никаких своих собственных элеваторов у Аграрного фонда, конечно же, нет. Зерно для «социальной муки» закупается у производителей и хранится на элеваторах разных предприятий в регионах.
На территории Луганской области, по словам премьер-министра Николая Азарова, Аграрный фонд хранил 110 тысяч тонн зерна. Это примерно столько, сколько потребляет в месяц вся Украина. Почти пятая часть от этого количества находилась в хранилищах «Луганскмлына» – 19 тысяч тонн. Еще в середине января, когда только начинало «пахнуть жареным», прокуратура и хлебная инспекция решили проверить, сколько же зерна Аграрного фонда есть в наличии у предприятия уважаемой Зинаиды Наден, и обнаружилась недостача – аж в 12 тысяч тонн!
Наверное, мыши съели…
Да, сам «Луганскмлын» не мог принять решение об отпуске «Короваю» муки из Аграрного фонда. Добро должно было дать Министерство аграрной политики и продовольствия, в ведении которого находится Аграрный фонд.
Дешевой муки на массовые сорта хлеба «Коровай» не видел, по нашей информации, с начала года – с того самого момента, когда цена на зерно в стране пошла в рост. И тут мы снова возвращаемся к целям и задачам Аграрного фонда, а именно – к сдерживанию цен на «социальный» хлеб за счет купленного за бюджетные средства зерна. А Фонд вместо этого занимался совсем другими делами. А именно – взвинчиванием цен на зерно и муку.
Кому интересны подробности с цифрами и конкретными коррупционными схемами – мы отсылаем к экспертам газеты «Зеркало недели». Схемы блестяще расписаны в статьях Владимира Чопенко «Зрелище без... хлеба. Не ждите муки по низким ценам – ее не будет. На голодном пайке сидят и пекари» (25 февраля 2011 г.) и «Пираты зернового моря» (11 марта 2011 г.).
В общих чертах ситуация выглядит так. При Аграрном фонде создана фирма ООО «Хлеб Инвестстрой». Эта загадочная контора получила большинство квот на экспорт пшеницы и с начала года принялась скупать зерно по необоснованно высоким ценам – по 2100 грн. за тонну – вместо устоявшихся рыночных 1700!
Последствия были легко предсказуемы: рынок «разогрелся», вслед за ценами на зерно взлетели и «средневзвешенные цены» на муку, которой Аграрный фонд должен сдерживать потребительские цены на хлеб. А в итоге вышло так, что мука из зерна Аграрного фонда оказалась еще и дороже, чем «коммерческая».
«Подстава» для конкурента
Удар по «Короваю» свердловская история нанесла сильнейший. Среди последствий, кроме задержания председателя правления ОАО Василия Рудого, – предложения торговым сетям заключить договоры на поставку хлеба «с предприятиями, у которых более выгодная ситуация, чем на «Коровае», и даже предложение самому «Короваю» вообще уйти с рынка – продать производственные мощности.
Это предприятие – крупнейшее среди всех хлебопекущих на Луганщине. 8 филиалов в городах и районах области, часть из которых оснащена новейшим импортным оборудованием. 150 тонн хлеба и 3 тонны «кондитерки» в сутки. Около 120 торговых точек, среди которых есть и киоски, и полноценные магазины.
Не для того ли, чтобы заполучить его, и создавали предприятию сложности?
Свою лепту в очернение «Коровая» внесли и мельники-хлебопеки с «Луганскмлына». Так, председатель правления этого ООО Зинаида Наден заявила, будто «Коровай» не выкупил зерно у Аграрного фонда. И «чтобы оно (зерно) не пропадало», его купил «Луганскмлын».
Тут-то и возникает вопрос – что это за хлебные предприятия, у которых «более выгодная ситуация»? И почему она «более выгодная»? Ведь массовые сорта хлеба производят все хлебопеки, и подписывали меморандум о сдерживании цен – тоже все. Значит, положение должно быть примерно одинаковое. За примером далеко ходить не надо – тот же «Агротон» переживает сегодня не лучшие времена и по тем же самым причинам.
Очевидно, речь идет как раз о «Луганскмлыне» и его торговой марке «Добродія». Учитывая 12 тысяч тонн зерна, которые непонятным образом исчезли из хранилищ «Луганскмлына», благополучная ситуация этого предприятия вполне объяснима. Есть у мельников и другие способы держать низкую цену на хлеб ТМ «Добродія» и не оставаться внакладе. Это так называемые «примолы».
«Примол» – это неучтенная сверхплановая мука. По технологии, с тонны зерна выходит 750 килограммов муки, а если чуть подшаманить техпроцесс, то можно получить 780. Ущерб качеству почти не заметен, и прибавка вроде небольшая, но на каждой тысяче тонн зерна – приятная прибавка в 30 тонн муки оседает в закромах благополучных умельцев. А таких тысяч тонн – сотни!
То есть ресурс для благоденствия отличный.
Что имеем в сухом остатке? Первое: хлебный кризис на Луганщине абсолютно искусственный. «Под раздачу» попал ни в чем неповинный крупнейший производитель хлеба в области ОАО «Коровай» – это второе. И наконец третье – сейчас сложно сказать, кому это выгодно и кто заказчик, но исполнителей нужно искать в Киеве, среди коррумпированных чиновников агропрома. Очень может оказаться, что «заказали» «Коровай» иные игроки на рынке хлеба-муки.
И последнее. Мы официально обращаемся к пресс-службе прокуратуры области с просьбой обнародовать список учредителей ООО «Луганскмлын». По нашей информации, Зинаида Наден со своими 7-8 процентами акций там человек далеко не царица небесная, а область в конце концов должна знать своих героев. Настоящих, а не подставных…
Кристина АНГАРСКАЯ