Загадочное поведение нового собственника «Лугансктепловоза» заставляет задуматься о судьбе предприятия
20-04-2011, 13:10«Окончательное» решение вопроса о том, кому должен принадлежать «Лугансктепловоз» (точнее, жалких остатков бывшего советского «флагмана»), не внесло успокоения в мятежные души экспертного сообщества. Слишком много новых вопросов возникло. Особенно после произошедшей на минувшей неделе смены менеджмента предприятия. Точнее, после ее имитации. Как-то слишком уж нелепо она выглядит
Самым логичным казалось, что, придя на завод, вошедший в права новый собственник первым делом разгонит обанкротившуюся и – есть основания для таких подозрений – сильно проворовавшуюся команду. Однако «первым делом» собственник сменил шило на мыло. Т.е. отправил генерального директора Виктора Быкадорова приглядывать за Наблюдательным советом, а в его еще не остывшее кресло усадил коммерческого директора Сергея Михеева.
С точки зрения нормальной экономики, решение не слишком очевидное. Пока холдинговая компания считалась предприятием самостоятельным, она так или иначе нуждалась в коммерсанте с директорскими полномочиями. Держава не слишком баловала заказами, тем более прямыми финансовыми вливаниями, и нужно было как-то крутиться самим в поисках покупателей. Не будем здесь уточнять, насколько удачно «крутился» Михеев (об этом см. «Молодогвардеец» №11 от 23 марта с.г.), – главное, что теперь проблемы сбыта становятся головной болью нового – приватного – владельца. А завод самым срочным образом следует усиливать толковым организатором производства. Каковым Михеев уж точно не является.
Правда, он в свое время работал начальником смены контрольно-сдаточного цеха, но ушел оттуда на профсоюзную работу 23 года назад и с тех пор делами производства непосредственно не занимался. Так что проще было оставить на прежнем месте Быкадорова. Все-таки какой-никакой инженерный опыт товарищ поднакопил.
Может быть, хозяин «Трансмашхолдинга» российский олигарх Искандер Махмудов – человек излишне мягкий и просто по-человечески побоялся обидеть коллектив, отстранив старых, заслуженных ветеранов? Можно, конечно, рассмотреть и такую версию. Только это будет излишней тратой времени, поскольку новейшая история дает примеры несколько иного свойства.
В январе 2000-го коллектив Качканарского ГОКа (Свердловская область) встал на защиту своего руководителя Джалола Хайдарова. Менее чем за год до этого президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Махмудов сам усадил в это кресло своего земляка-узбека. Но заподозрил в уводе довольно жирного куска собственности и, не раздумывая, уволил. Хайдарову удалось поднять рабочих (надо думать, не только их, но и местных братков); те заблокировали въезд на комбинат новому руководству, а городское и областное руководство, вкупе с милицией, заявили о своем нейтралитете. И тогда Махмудов лично дает команду на использование в ночь с 28 на 29-е в Качканаре водометов. Надо уточнять, какова температура воздуха на Северном Урале в январе месяце? Контроль над предприятием Махмудов восстановил, а четыре года спустя продал его Evraz Group…
Так что ежели Искандер Кахраманович чем-то и руководствовался, устраивая такую забавную «ротацию» на «Лугансктепловозе», то уж точно не гуманными побуждениями. Но тогда какими?
Наши источники на Печерских холмах утверждают, что после второго аукциона, по результатам которого «Трансмашхолдинг» снова стал обладателем контрольного пакета акций ХК «Лугансктепловоз», Махмудов мог получить предприятие в свою собственность в кратчайшие сроки. Но вместо этого затеял какие-то игры и вообще «вел себя неправильно». В чем именно это выражалось, правительственный чиновник не уточнил; не исключено, презреть предлагаемые ему «удобные» процедуры главу «Трансмашхолдинга» побудила банальная мстительность. Во всяком случае в его немногочисленных интервью часто проскальзывает мыль типа «Мы – люди не обидчивые, но сделанное нам зло фиксируем в анналах».
Если это так, то становится понятным смысл «неправильного поведения». На луганский завод российский олигарх (узбекского происхождения и менталитета) после нанесенных ему украинской властью обид захотел прийти безусловным победителем и безраздельным собственником. Но тогда перспективы возрождения экс-«флагмана» остаются еще более призрачными, чем после первого его захода в 2007-м. Возможно – подчеркиваем: «возможно» – он пришел окончательно разорить предприятие. Ну, может быть, изъяв документацию, которую не успел увести на Брянский машиностроительный завод в первый раз. Заполучить, как теперь говорят, бренд. А потом продать дымящиеся развалины какой-то совсем уж сомнительной структуре. Для этого и понадобилось «производственника» Быкадорова заменить чистым коммерсантом Михеевым. У коммерсанта сердце болеть не будет. Особенно если ему еще обломится пара-тройка новых внедорожников Acura.
Оптимисты выражают надежду, что Махмудов перепродаст новую свою игрушку просто, без затей. Хорошо бы – украинскому олигарху, сумевшему доказать свои менеджерские таланты. Но в таком случае как минимум потребуется «предпродажная подготовка». Хотя бы цехи выбелить и выкрасить. А внутри цехов создать видимость оживления. Для чего опять-таки нужен организатор производства, а не коммерсант с профсоюзным прошлым.
Наконец, есть и третья версия. Менять менеджмент на «Лугансктепловозе» Махмудов, которому в 48 лет рано впадать в мстительный маразм, конечно же будет. Но махать шашкой так, как в России, он пока остерегается. И территория новая, и Быкадоров с Михеевым глубоко интегрированы в местную правящую тусовку. Оба – депутаты местных советов, видные люди в правящей партии. С этой точки зрения, первый ход – совершенно правильный. Отвести бывшего «генерала» от реальных рычагов управления, на его место поставить коммерсанта – и через определенное время спросить у того: «А где успехи?». После чего обернуться к главе Наблюдательного совета и бросить полупрезрительно: «А ты-то куда смотрел… наблюдатель?»
После чего можно смело расставлять на ключевые посты профессионалов и уже вплотную заниматься предприятием. Вплоть до возвращения на его территорию всех уворованных производств и привлечения настоящих инвестиций.
К слову сказать, по нашему мнению, Искандер Махмудов окончательного варианта сам еще не выбрал. Но и долго с выбором тянуть не станет.