«Нескандальний» Луганск: лояльная власть или пассивное общество?
16-03-2012, 13:15На днях в Луганске состоялся круглый стол, за которым правозащитники, общественные активисты и представители региональных исполнительных и судебных органов обсудили проблемы мирных собраний на территории Луганской области. В мероприятии приняли участие представители общественных организаций, активисты, юристы, представители управления по вопросам внутренней политики Луганской областной государственной администрации и Луганского горисполкома, Окружного административного суда и другие. Мероприятие было проведено Всеукраинской инициативой «За мирный протест!» И Национальным Демократическим Институтом США. Координацию действий Инициативы в Луганской области взял на себя Правозащитный центр «Поступ».
О том, какую роль играют мирные протесты в современном мире, какая ситуация сложилась в Украине, рассказал президент Института «Республика», член правления УХСПЧ Владимир Чемерис: «Мирные собрания сегодня - это единственный способ отстоять права. С помощью протестов граждане могут изменять Украину, изменять жизнь. С каждым годом повышается активность общественного сектора и растет количество протестных акций. К сожалению, власть хочет отобрать этот инструмент. Поэтому с ростом количества собраний мы фиксируем увеличение случаев судебных запретов. По утверждению местных жителей, в Луганске проблем с соблюдением права на мирные собрания не так много, но это не значит, что об их существовании не стоит говорить. Мы хотим провести конструктивный диалог между общественными активистами и местными властями. Конечно же, у нас возникает много споров во время общения с чиновниками, но после нескольких круглых столов и бесед наши позиции значительно сблизились. Надеемся, что после такой работы между нами что-то изменится - общественный сектор поймет, что перед нами не враги, а администрация осознает, что люди, которые выходят на митинги, не потенциальные преступники, а граждане, которые отстаивают свои права. Главной проблемой на сегодня является то, что в Украине нет закона о мирных собраниях. Это дает власти возможность запрещать мероприятия, которые являются для нее неудобными. Сейчас порядок проведения мирных протестов регулирует только 39 статья Конституции, разъясненная Конституционным Судом только по сроку подачи уведомления о проведении мероприятия. Такой короткий текст дает простор для фантазии. Например, очень часто запрещают на том основании, что в выбранном месте уже заявлена ??другая акция. Среди решений Европейского Суда пока нет ни одного решения по Украине, только два дела находятся сейчас на рассмотрении. Но есть другие прецедентные дела, решение которых Украина должна выполнять. В частности, о контрдемонстрации. В решении говорится, что контр демонстрацию запрещать нельзя, поскольку это сознательный выбор граждан выразить несогласие с чужим мнением. К сожалению, в Украине суды часто ссылаются на Указ Президиума СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» от 28 июля 1988 года, согласно которому мирные собрания имеют разрешительный, а не уведомительный характер. Но несмотря на Закон «О правопреемстве», Указ не является законодательным актом, к тому же противоречит Конституции Украины», - рассказывает правозащитник об общей ситуации в стране и призывает луганских чиновников рассказать о ситуации в регионе.
«У нас почти не было практики рассмотрения дел о запрете мероприятий общественных организаций. Был только один случай: под зданием обладминистрации заявляли акцию, в программе которой было заявлено сожжение флага НАТО. Тогда мероприятие могло потерять статус мирного собрания. Но какая в таком случае должна быть доказательная база? Если во время сжигания флага возникнет пожар? Какие доказательства нужны суду, чтобы признать, что мирное собрание представляет угрозу? Как доказать в суде, что правоохранительные органы не смогут обеспечить общественный порядок и безопасность в такой ситуации? Относительно уведомления, то 15 минут местным органам власти не хватит, чтобы обеспечить безопасность граждан», - поделилась своим взглядом на региональные проблемы представительница окружного административного суда Оксана Солониченко, отметив, что у нас не такой «скандальный» регион, где проводится много мирных собраний.
Владимир Меркель, заместитель начальника Луганского областного управления охраны общественного порядка УМВД Украины в Луганской области, также поделился своим видением закона о мирных собраниях: «Следует ограничить места проведения массовых мероприятий, запретить акции на железнодорожных путях, у газопроводов, трубопроводов, эстакад, автомагистралей. Сами понимаете, что это - очень опасно». – Более всего луганская милиция обеспокоена тем, что действия одного человека, который стремится любым способом заявить о своей проблеме, может вызвать последствия для многих и даже привести к катастрофе. Также представитель ОВД убежден, что надо ограничить минимальный срок уведомления по крайней мере двумя днями.
Богдан Бондаренко, юрист и журналист из Алчевска, представлявший на круглом столе Комитет избирателей Украины, отметил другую проблему: Закон «О местном самоуправлении», ссылаясь на который региональная власть часто ограничивает право граждан мирно собираться. Указом Алчевского горсовета определены места для проведения массовых мероприятий (подальше от госучреждений и центральных площадей), уведомления должны подаваться за 15 (!) дней до запланированного мероприятия. «Мы предлагаем местным властям рассчитать время, которое потребуется для обеспечения безопасности в соответствии с количеством заявленных участников. Сейчас идет обсуждение этого предложения. Регионалы соглашаются, что в указе многие глупостей, что документ следует демократизировать, но политической воли пока не хватает. Но несмотря на существование такого некачественного документа, алчевский суд ни разу не запрещал мероприятие. Власти, несмотря на недостатки указа, не реагирует на его нарушение», - тешится правозащитник.
«В городах время от времени пытаются ввести нормы, которые бы определяли, где запрещено мирно собираться, а где можно. Например, в Харькове даже существует такой согласовательный совет. Это работало до тех пор, пока до Харькова не дошло, что уведомлять можно даже по факсу или телеграммой, - комментирует ситуацию в Алчевске один из координаторов кампании «За мирный протест!» Михаил Лебедь. - Как же трактуют «мирность» Руководящие принципы по свободе мирных собраний ОБСЕ: не происходит насилия как такового и не происходит призыва к насилию. Сжигание флага к мирным собраниям не имеет отношения, там нет непосредственно насилия. Другой вопрос - пожар. В упомянутых Принципах есть такое положение, как пропорциональность. Существуют различные способы ограничения права на мирный протест. Крайняя мера - запретить. Примером может быть факельное шествие. Если маршрут шествия пролегает вблизи бензозаправки, нельзя запрещать мероприятие, но по решению суда или во время мероприятия стоит предложить изменить маршрут шествия или перейти на другую сторону улицы. Это и является пропорциональностью ограничений. Что же касается права на передвижение, которое может быть ограничено в связи с мирным протестом, то права на передвижение и собрания одинаково приоритетны. Поэтому следует стремиться к диалогу, чтобы минимизировать ущерб».
Начальник Управления по вопросам внутренней политики ЛОГА Мария Борзенко призвала к диалогу общественности с властью, в результате чего исчезает необходимость в запрете. Она рассказала о положительном опыте контакта с общественностью и не забыла акцентировать на необходимости четко прописанных ограничений права на собрание. Мария даже сделала несколько замечаний по поводу качества законопроекта о мирных собраниях, подготовленного координационной группой Инициативы «За мирный протест!», с текстом которого ознакомилась в ходе круглого стола, и выразила свою готовность содействовать соблюдению одной из базовых свобод.
Завершил конструктивный диалог и направил дискуссию в русло взаимных претензий представитель Управления по вопросам внутренней политики Луганского горисполкома. Он пожаловался на то, что общественные активисты мешают качественной работе правоохранительных органов, поскольку в каждом уведомлении о мероприятии отмечают большое количество участников, что не соответствует действительности. Он достаточно агрессивно отзывался о малочисленных мероприятиях и утверждал, что сегодня за каждой акцией скрывается денежное вливание. В свою очередь представители общественности попытались выяснить, на каком основании и с какой целью проводится оперативная «тайная» съемка публичных акций, на что представители правоохранительных органов не смогли ответить ничего внятного.
А тем временем, пока в Луганске правозащитники и чиновники дискутируют, нужен ли в Украине закон, который унормирует проведение мирных собраний, и каким он должен быть, Верховная Рада вне расписания сессионной недели выносит на рассмотрение законопроект №2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», получивший крайне негативный отзыв Венецианской комиссии. Напомним, что предложенный законодательный акт предусматривает уведомление властей о мероприятии не менее чем за 4 дня до его проведения, а также фактически делает невозможным проведение спонтанного мирного мероприятия (стихийный протест и т.п.). Но как говорят луганские правозащитники, политической воли решить, что делать с законопроектом, у парламента не хватило. Документ передан на повторное второе чтение. Надеемся, что в вопросе общественной активности власть наконец прислушается к мнению главного субъекта законопроекта - сознательному гражданскому сектору - и примет во внимание все замечания и пожелания правозащитников.
Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»