На защиту детского здоровья от радиоактивного газа у Луганского облсовета денег нет?
12-02-2009, 14:44Воду, которую подают к нам в квартиры, пить нельзя – к этому знанию жители Луганщины уже привыкли и даже воспринимают его как само собой разумеющееся. Что ж, нельзя – так нельзя. Будем покупать из цистерн.Но вот о том, что и воздухом нашим дышать так же вредно для здоровья – об этом почему-то мало кто знает. «Мало кто» – не означает, что о радиоактивной опасности, исходящей от газа радона, не знают власти. В отличие от населения наша власть также «в курсе», что в 1986 году через Луганскую область прошло облако чернобыльских выбросов. Полоса шириной 20 километров и длиной 60 км протянулась от Дебальцево через Стаханов и Славяносербск.
Все это чиновники знают. Тем не менее выяснять истинные масштабы угрозы на Луганщине не спешат: якобы денег на исследования не хватает… Хотя только на содержание и так вполне упитанных чиновников аппарата облсовета господин Голенко заложил в областной бюджет аж 23 миллиона гривен! И на «освещение работы облсовета» в СМИ нашлись еще почти 6 миллионов гривен.
На то, чтобы защитить детей от радиации, денег у областного совета, оказывается, нет. Поэтому о проблеме деликатно власти умалчивают. Молчит и Анатолий Гацко – начальник областной экологической инспекции, которому по должности положено бить во все колокола…
Как «фонят» шахтеры?
О тревожном уровне радиационного фона на Луганщине и о радоновой опасности «МГ» писал не так давно. Речь, напомним, шла о том, что в половине помещений практически каждой обследованной школы и каждого детского сада на юге Луганщины превышены допустимые нормы концентрации радона. Дети в них изо дня в день получают дозу радиации, вдыхая радиоактивный газ, что в итоге может привести к раку легких.
Детские сады и школы – это обследованные помещения. Заводы и офисы просто никто не проверял. Впрочем, жилой фонд в Ровеньках слегка проверили. Результат оказался таким же: больше трети жилья угрожает здоровью своих обитателей.
Официальных ответов на публикацию не было, про начало дообследования тоже пока ничего не слышно. Зато на телеканале ЛКТ появился репортаж, в котором нам популярно объяснили: спите спокойно, дорогие товарищи, опасности нет, а публикации «в некоторых газетах» – утка. Так что же, «МГ» обманывает своих читателей?
Хотелось бы нам ошибаться. Хотелось бы, чтобы тысячи детей (среди которых и наши, кстати) были здоровы и не дышали радиоактивным газом. Но, увы: факты – вещь упрямая. Мы не станем упрекать коллег в непрофессионализме. Предположим, что они просто не нашли нужной информации.
Сегодняшнее поведение властей очень напоминает действия советских управленцев. (Что неудивительно: фактически это те же самые люди, «родом из комсомола»). Если о проблеме молчать, ее как бы и нет вовсе. О том, что наш уголь соседствует с урановой рудой, вроде и было известно, но на зарплатах шахтеров, на начислениях к их стажу за «вредность» и каких-нибудь оздоровительных путевках это никак не сказалось. Между тем техника, отработавшая под землей столько же, сколько и обычный шахтер, «фонит».
4 тонны металлолома, отслужившего свой срок на шахте им. Г.Г. Капустина (г. Приволье под Лисичанском), например, излучали 1100 мкР/час при норме 14-16. Такие данные приводятся в «Годовом отчете о состоянии окружающей среды в Луганской области в 2000 году», который опубликован Государственным управлением экологии и природных ресурсов в нашей области. Сами исследования датированы 1999 годом.
Заговор молчания
Конечно, не каждая шахта – источник радиационной опасности. Да, повышенные показатели обнаружены на трех «всего лишь» шахтах, две из которых к тому же уже закрыты. И даже «мини-саркофаги» над шламоотстойниками почти возведены, и рекультивацию земель практически завершили. Но есть особенность у самого нашего грунта: урановая руда под нами бедная, однако ее хватает, чтобы на-гора выходил продукт распада – радиоактивный газ радон.
Первые исследования на эту тему проведены вскоре после обретения Украиной независимости, в 1992 году. А до этого у нас было «все в порядке». Добрая советская традиция – молчать. Вот вы знаете, что в 1986 году через Луганскую область прошло облако чернобыльских выбросов? Полоса шириной в 20 километров и длиной 60 км протянулась от Дебальцево через Стаханов и Славяносербск. («Экологический атлас Луганщины», 2004 год, выпущен совместно областной госадминистрацией, госуправлением экологии и природных ресурсов и другими уважаемыми учреждениями). И фон там повышенный до сих пор.
Но местные жители, думаю, об этом не подозревают. Им решили не сообщать. Точно так же сегодня не выделяются средства на исследования радиационной обстановки в области.
В 1992 году обстановку в Ровеньках изучали сотрудники Научно-технического центра по дезактивации и комплексному обращению с радиоактивными отходами (НТЦ КОРО), г. Желтые Воды – 4 инженера, 2 научных сотрудника и ведущий научный сотрудник – кандидат технических наук. А выводы были следующие:
«1. В результате исследований установлено, что в воздухе около 27% детских учреждений г. Ровеньки и прилегающих поселков и 35% обследованных жилых помещений эквивалентная равновесная концентрация радона превышает допустимые значения.
2. Предполагаемыми источниками поступления радона в помещения являются грунты в подоснове здания и строительные материалы.
3. Необходимо продолжение изучения данного вопроса и установление источников загрязнения воздуха в помещениях.
4. С целью улучшения обстановки, как предварительное санитарно-профилактическое мероприятие, на данном этапе исследований может быть рекомендовано более частое, интенсивное проветривание помещений с повышенными уровнями РОФ (РОФ – радиационно-опасные факторы. – Ред.)».
Что сделано за прошедшие 16 лет? Немногое. До сих пор неизвестны даже настоящие масштабы проблемы. На изучение как-то не нашлось денег.
Из официальных источников
В то же время нельзя сказать, что вопрос не изучался совсем. Государственное управление экологии делало замеры, билось за финансирование для «мини-саркофагов», но все же это была «точечная разведка» – и по радиационному фону, и по количеству радона в воздухе. Из-за отсутствия достаточных средств необследованными остаются целые районы Луганской области (из числа потенциально опасных). А ведь даже те цифры, которые уже есть, – серьезное основание начать системную работу. Интересно, что они подготовлены достаточно давно, но в свободное обращение факты почему-то не попали.
Располагая официальными материалами, мы считаем своим долгом поделиться информацией с читателем.
Тем более, что в число неизученных на предмет радиационной безопасности территорий попал и областной центр – г.Луганск.
Итак, в 2000 году вышел упомянутый «Годовой отчет о состоянии окружающей среды в Луганской области в 2000 году». В нем Государственное управление экологии и природных ресурсов в Луганской области отмечало:
«На данное время выявлено 4 предприятия, деятельность которых существенно влияла и влияет на радиационную обстановку: ДОАО шахта «Луганская» ДК «Укруглереструктуризация», ДОАО шахта им. Г. Г. Капустина ГХК «Лисичанскуголь», ДОАО шахта «Пролетарская» ГХК «Луганскуголь», Луганская ТЭС».
Отдельно экологи указывали на «проблемный вопрос регионального характера – радиационное облучение за счет наличия радона в воздухе помещений. Этот вопрос должен решаться путем соответствующего контроля объектов строительства и проведения исследований жилищного фонда, который эксплуатируется».
Четыре года спустя Госуправление экологии и природных ресурсов выпускает книгу «Луганщина. Край нашої турботи і надії» (по материалам годового отчета о состоянии окружающей среды в Луганской области в 2004 году). В этой работе, кроме всего прочего, экологи указывают на дикое обращение с радиоактивными отходами: иногда шламы сваливали прямо на промплощадках! «По своим радиационным характеристикам радиоактивные шламы угольных шахт мало в чем уступают радиоактивным отходам предприятий урановой промышленности», – отмечают специалисты.
Кроме излучения, шламы выделяют и радон. Но, как было сказано, к радоноопасным территориям относится практически вся южная часть Луганской области.
Луганск – радоноопасная зона
Научно-производственное МСП «Опыт» (г. Луганск) проводило исследования школ, детских садов, лечебных учреждений на предмет присутствия радона с 2001-го по 2005 год на юге области – в Антрацитовском районе, в самом Антраците, в Краснодоне и Краснодонском районе, в Лутугинском районе и в нескольких населенных пунктах Кировского горсовета.
– Мы проводили замеры объемной активности радона в детских дошкольных и учебных учреждениях, – рассказывает директор предприятия Игорь Махнёв. – Наши результаты совпали с полученными за 10 лет до этого НТЦ КОРО: превышение допустимой концентрации радона было зафиксировано в 62 процентах помещений школ и детских садов.
Необходимое уточнение: 62 процента – это не 62 процента школ. Санитарные нормы превышены в половине помещений практически каждой школы. Полученные данные совпали с исследованием 1992 года в абсолютных цифрах, разница же в процентах объясняется просто. С начала 90-х годов мнение ученых об опасности радона изменилось: нормами радиационной безопасности Украины от 1997 года допустимая активность этого газа в воздухе детских, санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений уменьшена вдвое – со 100 до 50 беккерелей/м3. А в некоторых школах и садиках Луганщины этот показатель выше в 10 раз.
– Мы разработали комплекс мероприятий, которые должны уменьшить вредное влияние радиоактивного газа, – продолжает Игорь Махнёв. – В школах и детских садах, где были обнаружены наиболее сильные отклонения, меры приняты. В частности, 104 помещения были оборудованы дополнительными системами вентиляции.
Изучать обстановку в других регионах Луганщины необходимо, считает Игорь Александрович, существует вероятность, что радоновое загрязнение обнаружится и там. Например, есть информация, что допустимая концентрация радона также превышена в ряде детских учреждений Луганска.
– Да, мы делали замеры в двух луганских яслях-садах, и там были обнаружены отклонения, – подтверждает Игорь Махнёв. – Правда, это не были систематические исследования. У нас просто не было на это заказа. Но Луганск относится к радоноопасным территориям, это факт.
Сказать честно, удивляет, что чиновники, которые издалека видят, где и на каких подрядах можно поживиться, до сих пор не обратили внимания на «радоновые ингаляции» луганских школьников. Установка дополнительной вентиляции в школах – это же золотое дно! Да, для кого-то это возможность нагреть руки. Но если вентиляцию установят даже по завышенным ценам, то есть с «дисконтами и прочими откатами», полдела будет сделано – дети получат хоть какую-то защиту. Главное, чтобы проектирование вентиляции попало все же в руки профессионалов, иначе положение может только ухудшиться.