Луганская мэрия - разорительница могил
29-06-2010, 10:29
Десятки заброшенных могил вскрыли в парке в центре Луганска. Это произошло во время рытья траншеи на месте бывшего Гусиновского кладбища. После вмешательства горожан работы остановили, но буквально на несколько часов.
«На глубине метра обнаружено захоронение, мы видим элементы истлевшей древесины крышки гроба и оголившиеся кости», – рассказывает один из луганчан-общественников. Он стоит в парке в центре Луганска у края траншеи, которую прорыли коммунальщики, прокладывая водовод для будущего фонтана. Экскаваторщик успел прорыть около двух сотен метров, ковш экскаватора, зачерпывая землю, каждый раз поднимал на поверхность человеческие кости. Это увидели случайные прохожие…
Судьба останков никого из производителей работ не взволновала. Они были готовы либо отправить останки обратно в канаву, когда проложат трубопровод, либо выбросить в мусор, утверждают общественники. Кости некогда похороненных здесь луганчан собрали неравнодушные горожане. Вызвали милицию, поставили в известность санстанцию. Однако никто из мэрии не запретил производство работ на территории бывшего кладбища.
На том месте, где вскрыли могилы сейчас, когда-то было кладбище, которое называлось Гусиновское. Здесь похоронен первый мэр Луганска Николай Холодилин и около десяти членов его семьи.
Внучка первого мэра Мария Царевская-Холодилина заявила: «Мне очень больно, и не только потому, что там похоронен мой дед и мои дяди и тети. Мне больно отношение ко всем тем людям, которые строили Луганск, которые положили свою жизнь на построение этого города. Я хотела бы спросить у тех, кто роет и разрушает, а если на месте могил их отцов, дедов это бы сделали? Как бы они относились к этому, неужели они были безразличны? По всем верованиям к могилам усопших, которые ушли от нас, должно быть особое уважение. Мне очень больно знать, что делается на этом кладбище».
Всего на Гусиновском покоится около 100 тысяч луганчан. Закрыли его в конце 50-х, а в 71-м году горсовет принял решение это кладбище ликвидировать. Бульдозеры сровняли могилы с землей. Тогда остался лишь памятник на месте братской могилы советских воинов, где похоронены около полутысячи солдат Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, некая «светлая голова» из бывшего компартийного руководства Луганска утвердила решение построить рядом с этой братской могилой общественный туалет. А парк назвать «имени Дружбы народов».
В наше время рядом с солдатской могилой проложили траншею. Не исключено, что извлеченные оттуда кости – это части останков советских воинов. Впрочем, особого значения это не имеет, неуважение к праху солдат или к праху простых луганчан – одинаковое преступление перед совестью и предательство собственной истории. Во всех религиях мира тех, кто разоряет чужие могилы, считают навсегда проклятыми.
Несколько лет назад на территории парка построили храм. Тогда во время постройки фундамента тоже нашли человеческие останки, но их собрали и похоронили по христианскому обряду. Сейчас человеческие кости едва не вывезли вместе с мусором.
Особо поразил цинизм заместителя начальника управления по вопросам строительства Луганского городского совета Александра Обухова: чиновник ничтоже сумняшеся заявил, дескать, на этом кладбище похоронен его дед. Но что поделаешь, говорит господин Обухов: «Мертвое – мертвым, а живое – живым. Те работы, которые мы ведем, мы ведем на территории парка, а не кладбища. Все разрешительные документы у нас есть, проект согласован со всеми службами города». Чиновник хитрит: дескать, официально здесь кладбища нет, а значит, ответственности за человеческие кости никто не несет. Невзирая на то что костями до отказа заполнен каждый кубический метр здешней земли.
Либо уважаемый чиновник что-то недопонимает, либо согласен с тем, что фактически с его личного одобрения черепом его деда без всяких совестливых сомнений могут поиграть в футбол представители нового поколения жителей Луганска. Ведь им никто не объяснил, что нужно испытывать уважение к могилам предков, в том числе и чужих.
Такое уже было в середине 70-х, когда на улице Советской строили дом №59-а. Он расположился на территории сквера «Молодая гвардия», где до 50-х годов находилось другое городское кладбище. Во время рытья котлована для фундамента выкопали множество черепов и костей, ими были завалены не только стройплощадка, но и дорожки сквера. А ученики соседней школы №30 использовали черепа в качестве мячей. Тогда по поводу разоренных могил сокрушались только немногие пожилые люди, чьи родственники покоились на месте стройплощадки. Возможно, в том времени следует искать корни луганского равнодушия к памяти своих и чужих предков.
В мэрии утверждают – хотели как лучше. Якобы решили отреставрировать в парке фонтан, вот и копают траншею, чтобы подвести к нему воду. А найденные останки обещают перезахоронить, будто бы с коммунальными службами даже заключили соотвествующий договор. Вот только неизвестно, почему за экскаватором в парке не ходили работники коммунальных служб и не собирали человеческие кости.
Происходящее весьма нелестно прокомментировал луганский общественник Владимир Семистяга: «Якщо наші діти будуть поводитись точно так же з нами, то виникає запитання про мораль цього суспільства і чи має воно право на майбутнє, на своє існування…»
«На глубине метра обнаружено захоронение, мы видим элементы истлевшей древесины крышки гроба и оголившиеся кости», – рассказывает один из луганчан-общественников. Он стоит в парке в центре Луганска у края траншеи, которую прорыли коммунальщики, прокладывая водовод для будущего фонтана. Экскаваторщик успел прорыть около двух сотен метров, ковш экскаватора, зачерпывая землю, каждый раз поднимал на поверхность человеческие кости. Это увидели случайные прохожие…
Судьба останков никого из производителей работ не взволновала. Они были готовы либо отправить останки обратно в канаву, когда проложат трубопровод, либо выбросить в мусор, утверждают общественники. Кости некогда похороненных здесь луганчан собрали неравнодушные горожане. Вызвали милицию, поставили в известность санстанцию. Однако никто из мэрии не запретил производство работ на территории бывшего кладбища.
На том месте, где вскрыли могилы сейчас, когда-то было кладбище, которое называлось Гусиновское. Здесь похоронен первый мэр Луганска Николай Холодилин и около десяти членов его семьи.
Внучка первого мэра Мария Царевская-Холодилина заявила: «Мне очень больно, и не только потому, что там похоронен мой дед и мои дяди и тети. Мне больно отношение ко всем тем людям, которые строили Луганск, которые положили свою жизнь на построение этого города. Я хотела бы спросить у тех, кто роет и разрушает, а если на месте могил их отцов, дедов это бы сделали? Как бы они относились к этому, неужели они были безразличны? По всем верованиям к могилам усопших, которые ушли от нас, должно быть особое уважение. Мне очень больно знать, что делается на этом кладбище».
Всего на Гусиновском покоится около 100 тысяч луганчан. Закрыли его в конце 50-х, а в 71-м году горсовет принял решение это кладбище ликвидировать. Бульдозеры сровняли могилы с землей. Тогда остался лишь памятник на месте братской могилы советских воинов, где похоронены около полутысячи солдат Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, некая «светлая голова» из бывшего компартийного руководства Луганска утвердила решение построить рядом с этой братской могилой общественный туалет. А парк назвать «имени Дружбы народов».
В наше время рядом с солдатской могилой проложили траншею. Не исключено, что извлеченные оттуда кости – это части останков советских воинов. Впрочем, особого значения это не имеет, неуважение к праху солдат или к праху простых луганчан – одинаковое преступление перед совестью и предательство собственной истории. Во всех религиях мира тех, кто разоряет чужие могилы, считают навсегда проклятыми.
Несколько лет назад на территории парка построили храм. Тогда во время постройки фундамента тоже нашли человеческие останки, но их собрали и похоронили по христианскому обряду. Сейчас человеческие кости едва не вывезли вместе с мусором.
Особо поразил цинизм заместителя начальника управления по вопросам строительства Луганского городского совета Александра Обухова: чиновник ничтоже сумняшеся заявил, дескать, на этом кладбище похоронен его дед. Но что поделаешь, говорит господин Обухов: «Мертвое – мертвым, а живое – живым. Те работы, которые мы ведем, мы ведем на территории парка, а не кладбища. Все разрешительные документы у нас есть, проект согласован со всеми службами города». Чиновник хитрит: дескать, официально здесь кладбища нет, а значит, ответственности за человеческие кости никто не несет. Невзирая на то что костями до отказа заполнен каждый кубический метр здешней земли.
Либо уважаемый чиновник что-то недопонимает, либо согласен с тем, что фактически с его личного одобрения черепом его деда без всяких совестливых сомнений могут поиграть в футбол представители нового поколения жителей Луганска. Ведь им никто не объяснил, что нужно испытывать уважение к могилам предков, в том числе и чужих.
Такое уже было в середине 70-х, когда на улице Советской строили дом №59-а. Он расположился на территории сквера «Молодая гвардия», где до 50-х годов находилось другое городское кладбище. Во время рытья котлована для фундамента выкопали множество черепов и костей, ими были завалены не только стройплощадка, но и дорожки сквера. А ученики соседней школы №30 использовали черепа в качестве мячей. Тогда по поводу разоренных могил сокрушались только немногие пожилые люди, чьи родственники покоились на месте стройплощадки. Возможно, в том времени следует искать корни луганского равнодушия к памяти своих и чужих предков.
В мэрии утверждают – хотели как лучше. Якобы решили отреставрировать в парке фонтан, вот и копают траншею, чтобы подвести к нему воду. А найденные останки обещают перезахоронить, будто бы с коммунальными службами даже заключили соотвествующий договор. Вот только неизвестно, почему за экскаватором в парке не ходили работники коммунальных служб и не собирали человеческие кости.
Происходящее весьма нелестно прокомментировал луганский общественник Владимир Семистяга: «Якщо наші діти будуть поводитись точно так же з нами, то виникає запитання про мораль цього суспільства і чи має воно право на майбутнє, на своє існування…»
Олег Притыкин