Все транспортные маршруты Луганска приХватизированы четырьмя монополистами
8-02-2011, 11:47Кому выгоден транспортный коллапс на луганских улицах?
До 5 гривен с пассажира – такую стоимость проезда в луганских маршрутных такси предлагают установить транспортные монополисты в ответ на создание городского коммунального предприятия «Гортранс». Об этом на прошлой неделе заявил председатель Луганского городского совета Александр Филипский, уточнив, что горсовет в принципе не планирует повышать тарифы выше 2 грн. Противостояние между городом и крышующими транспортные маршруты грозит перейти в «горячую» фазу: маршрутные монополисты недовольны попытками городской власти взять под контроль «теневой» рынок автоперевозок в Луганске, жители в свою очередь возмущены качеством транспортных услуг
Транспортные пирамиды и «маршрутные монополисты»
Лишь немногие посвященные знают о том, что собой представляет рынок пассажирских перевозок в Луганске на самом деле.
Начнем с того, что официально по городу курсируют 680 маршруток. Но в реальности их около тысячи. Как минимум треть микроавтобусов каждый день выезжает на маршруты нелегально, собирая деньги с пассажиров непосредственно в карманы транспортной мафии и тех, кто позволяет им заниматься «пиратскими» перевозками.
К слову, времена, когда все маршрутные такси принадлежали частным лицам, давно канули в Лету. Еще в 2008 году ряд влиятельных депутатов городского совета, имея связи в управлении транспорта и покровителей в силовых структурах, создали крупные автотранспортные пирамиды, в которые принудительно «загнали» всех частников. Выбор предлагался простой – либо владельцы автомобилей переходят под начало подставных фирм и продолжают возить пассажиров по своим маршрутам, отстегивая ежедневно определенную сумму, либо прощаются со своим бизнесом. Городские сферы влияния были разделены между новыми монополистами, чему совершенно не препятствовал конкурсный комитет горисполкома, щедро наделивший избранные фирмы маршрутными наделами.
Таким образом, все маршрутки города перешли в руки нескольких «маршрутных приХватизаторов», тесно спаянных между собой родственными и деловыми связями:
ЧП «Бест-Авто», директором которого является депутат Луганского горсовета от Партии регионов Александр Ковалев, член транспортного комитета. Ковалев, как влиятельнейший «маршрутный монополист» в Луганске (в его предприятие «загнали» более 300 автоперевозчиков), является главным лоббистом этого бизнеса во властных инстанциях.
ЧП «Потенциал-Луганск», возглавляет его Андрей Переходченко, фигурант нескольких уголовных дел, связанных с групповым изнасилованием и употреблением наркотиков. Под его патронатом находятся 150 городских маршруток.
ООО «Автопассажиртранс», директор С.Н. Серебряков, тесные контакты с силовыми структурами позволили аккумулировать под его началом 210 маршруток.
ООО «Бус-Авто», насчитывающее 70 маршруток. Управляет им И.Р. Арсоев, кум депутата Ковалева (по слухам, настоящего хозяина «Бус-Авто»).
Сколько «теневых» маршруток принадлежит владельцам этих предприятий, точно неизвестно. Наши источники в транспортных фирмах утверждают, что под «крышей» владельцев маршрутов ездят около 300 неучтенных автомобилей.
И, разумеется, «маршрутным приХватизаторам» крайне неприятны любые попытки пролить свет на их бизнес, сутью которого является ежедневное «выдаивание» доходов малых предпринимателей – собственников маршрутных такси, низведенных до положения крепостных. Город и его жители никакой выгоды от существования этих «транспортных пирамид» не получают – львиная доля средств остается в теневом обороте и оседает в карманах владельцев этих фирм.
Считаем чужие деньги
Поэтому, очень сложно, даже будучи экспертом-экономистом, подсчитать: действительно ли так невыгодно перевозить луганчан за 1 гривну 75 копеек, как о том кричат владельцы транспортных фирм?
Расходы у среднего этажа транспортной пирамиды, владельцев маршруток, и правда немалые. Источники в горисполкоме утверждают, что за победу на конкурсе под указанными фирмами хозяин маршрутки должен дать взятку в размере от 3 до 5 тысяч долларов за каждый автомобиль. Размер мзды зависит от категории маршрута: чем он выгоднее, тем дороже.
Пройдя конкурс и получив маршрут, владельцы машин каждый месяц платят по 2500 грн. «приХватизаторам», 500 грн. – налоги за каждого водителя.
Владельцы «теневых» маршруток налоги не платят, но ежемесячно отстегивают хозяевам маршрутов «монополистам» от 3,5 до 5 тысяч гривен. К слову, драки водителей маршрутных такси за право первым забрать пассажиров с остановок – нередкое и крайне увлекательное зрелище на луганских улицах, обычно происходят между «легальными» и «теневыми» конкурентами. Холопы дерутся, а «приХватизаторы» подсчитывают прибыль…
Осторожно, злой водитель
Теперь спустимся еще на ступеньку ниже. Туда, где обитают бесправные водители маршрутных такси, главный объект ненависти пассажиров. По информации управления транспорта, только за прошлый год на водителей было составлено свыше 1800 актов – если закрыть глаза и представить, что по Луганску вояжируют только 680 легальных маршрутных такси, выходит по три зафиксированных нарушений на каждый микроавтобус! Водители курят на ходу, посылают пассажиров на три буквы, слушают по кругу «блатной шансон», демонстративно проезжают остановки, захлопывают двери перед лицом пенсионеров, провоцируют аварии… Все это печально и недопустимо, но пора понять, что такая модель поведения является неизбежной, пока существуют транспортные пирамиды.
План с водителя на прибыльном маршруте – ни много ни мало, 1600 гривен в день! Именно столько вынуждены ежедневно «сдирать» с шоферов владельцы маршруток, чтобы расплатиться с «монополистами» и покрыть все расходы. 400 грн. в день уходит на топливо, 200 грн. закладывается на ремонт, 200 грн. оставляют водителю, 600 владелец забирает себе, 200 – фирме «маршрутного приХватизатора».
И чтобы заработать свои 200 гривень, водитель вынужден крутить баранку по 18 часов в сутки – и автомобиль вести, и оплату за проезд собирать. Питаться приходится на бегу, работать за «черную» зарплату с соответствующими пенсионными перспективами, медицинской помощи нет, любой штраф гаишникам выплачивается из собственного кармана. Прав у водителя просто нет, чуть что вылетит с работы, а на его место готовы прийти десятки соискателей.
Тут не хочешь, а озвереешь! Да будь ты интеллигент в третьем поколении, начнешь от такой житухи обклеивать салон остроумными наклейками типа «Кто хлопнет дверью – получит по голове монтировкой» и, затягиваясь примой, врубать на полную «Вороваек».
Война началась
Зато на верхушке пирамиды – жизнь прекрасна! Ежемесячно на предприятия «маршрутных монополистов» собирается оброк по 3 миллиона гривен с легальных, прошедших конкурс автомобилей и 1,2 миллиона с «теневых». Это огромные деньги, и чтобы удержать их в своих руках, «монополисты» будут драться с городом всерьез.
Поэтому как личный наезд воспринимается транспортными монополистами любая попытка взять рынок пассажирских перевозок под контроль громады. Каждый новый троллейбус и трамвай – удар по карману, а уж создание коммунального «Гортранса» и озвученные планы о покупке 70 больших автобусов – и вовсе, нож в сердце.
Детонатором взрыва недовольства «приХватизаторов» стала попытка городской власти навести порядок в транспортной сфере. Городской голова снял Владимира Духника – главного строителя теневой схемы – и назначил нового начальника, который начал наводить порядок и расчищать Авгиевы конюшни.
В борьбе за миллионы все средства хороши. «Монополисты» уже сейчас организовывают забастовки: произвольно снимают микроавтобусы с «неприбыльных» маршрутов, перебрасывая их на забитые центральные улицы. И пусть жители Вергунки, кв. Вольного и Веселенькой завалят жалобами городские власти, авось те будут посговорчивее в переговорах с транспортными монополистами!
Недавно хозяева транспортных маршрутов отказались оплачивать работу диспетчерских пунктов, которые вели учет и осуществляли хоть какой-то контроль над работой маршруток. А буквально на днях в ультимативной форме потребовали отставки Филипского и Андреева.
На очереди – требование поднять цену проезда до 5 гривен, иначе…
Кто победит?
Что будет дальше? Есть опасения, что война между транспортными магнатами и городом ближе к весне перейдет в горячую фазу. Любые попытки заставить «приХватизаторов» делиться прибылью с городским бюджетом могут вызвать настоящий транспортный коллапс. По приказу монополистов сотни микроавтобусов просто не выйдут на маршруты, тысячи водителей будут согнаны (давайте называть вещи своими именами) под двери горсовета с транспарантами.
Параллельно «монополисты» задействуют ресурс в депутатском конкурсе и контролирующих органах, который будет активно противодействовать любым попыткам навести порядок в транспортной сфере.
Параллельно «приХватизаторы» веером рассылают письма и высосанные из пальца доносы во все инстанции, включая «Спортлото».
Тем не менее, не все так плохо. У города тоже не самые слабые козыри на руках. Во-первых, есть однозначная позиция мэра, который неожиданно для многих озвучил свое недовольство «транспортной мафией» и сменил руководство транспортного управления, откровенно работавшего на «монополистов». Перед Сергеем Кравченко стоит задача наполнения вечно пустого городского бюджета, и теневые транспортные миллионы тут как нельзя кстати.
Во-вторых, ГКП «Гортранс» уже создано, деньги на большие автобусы заложены, значит, засилью маршруток так или иначе скоро придет конец. К слову, директор «Бест-Авто» депутат Ковалев публично высказывал опасения, что владельцев транспортных средств, якобы, будут насильно загонять в ГКП. Сомневаемся, что у городских властей, есть соответствующие рычаги – им, в отличие от «монополистов», приходится работать в правовом поле. Однако если бы кошмар господина Ковалева стал явью, от такого развития событий выиграли бы не только жители Луганска (каждая коммунальная маршрутка в первую очередь работает на городской бюджет), но и… водители маршрутных такси. «Белая» зарплата, медицинская и правовая помощь, в конце концов, своя столовая – весомые аргументы в пользу того, чтобы задуматься: «А стоит ли гробить свое здоровье, работая на дядю?»
И, в-третьих, на стороне города – Закон. Существование в Луганске финансовых пирамид по выкачке денег пассажиров в обход городского бюджета прямиком в карманы нескольких паразитов – это дикость, которую давно пора изживать. Или правоохранительным и контролирующим органам в силу субъективных причин нужен дополнительный стимул, чтобы вплотную заняться транспортной мафией?
Сергей Миротин