Академика Стрелко, подозреваемого в шпионаже и незаконных опытах над людьми, оправдывают сами «подопытные»
17-02-2012, 07:05Скандал вокруг столичного Института сорбции и эндоэкологии НАНУ и его директора Владимира Стрелко набирает обороты. Напомним, академика подозревают в том, что он передавал США конфиденциальные данные научных исследований. Поверкой этого факта занялась СБУ. Там говорят, что по закону все данные о научных исследованиях, проведенных в зоне отчуждения вокруг ЧАЭС — собственность Украины. И их передача в другую страну — правонарушение. А институт как раз занимался такими исследованиями. На днях сотрудница института, завлабораторией Валентина Терещенко подлила масла в огонь, заявив, что в учреждении проводили еще и опыты на сотрудниках, давая им препарат, который не прошел испытания на животных, как этого требует научная практика. В препарат, по ее словам, входил активированный уголь, сорбент и диоксиды циркония. «Сегодня» встретилась с «подопытными» учеными, чтобы узнать их мнение о происходящем.
Сотрудники института в один голос утверждают, что никто их не заставлял употреблять сорбенты — сами согласились. «Мы знали, что эта смесь нам не может навредить априори, — делится с нами Алла Клунько. — И анализы крови, которые мы сдавали до и после 10-дневного эксперимента, это подтвердили. У многих даже нормализовался уровень сахара в крови, почистилась печень, снизился холестерин на 25% и т. д. Кстати, наш директор Стрелко первым испытал на себе сорбенты». Наш журналист также отведал «кашу» из сорбентов. На вкус — как обычный активированный уголь. Каких-то изменений в самочувствии корреспондент не почувствовал.
Но госпожа Терещенко все же настаивает на своем: «В нашей лаборатории мы провели анализы этой смеси. Там диоксиды циркония и всевозможные бактерии и грибки. Эту смесь готовили в антисанитарии». На это завлаборатории инновационных технологий Владимир Трихлеб парирует: «Диоксиды циркония используют, к примеру, в протезировании зубов. А все компоненты вещества были испытаны как на животных, так и людях ранее».
ИЗ-ЗА УВОЛЬНЕНИЯ. Замдиректора института Владимир Брей считает, что шумиха — сначала по поводу шпионажа, потом опытов над сотрудниками, — возникла после того, как в институте из-за недофинансирования решили провести реорганизацию. Под сокращение попали несколько отделов и лабораторий, одной из которых руководит Терещенко. «Думаю, она таким образом защищается», — говорит Брей.
НЕТ КРИМИНАЛА. По поводу же передачи данных коллегам в США, в институте утверждают: в этом нет криминала. «Это нормальная практика, когда институты делятся результатами исследований», — говорит Брей. Сейчас, по его словам, директор института опасается возвращаться в Украину из США, где он с октября в командировке, так как думает, что его может задержать СБУ, не разбираясь.
У АКАДЕМИКА ДОМ В МАЙАМИ? Как выяснила «Сегодня», Владимир Стрелко уехал в США в октябре 2011-го. По слухам, в Майями у него есть дом и якобы там живут его сын и жена. В декабре сотрудники СБУ получили информацию, что академик просит подчиненных пересылать ему всю рабочую информацию по электронной почте. Этим заинтересовались. Ведь это научное учреждение совместно с госпредприятием «Чернобыльская АЭС» проводило на госденьги работы в зоне отчуждения. «Согласно законам Украины, вся научная информация, а также результаты исследований, которые были получены в зоне радиактивного загрязнения, являются собственностью нашего государства. И могут быть использованы только с разрешения Кабмина», — говорит руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко. Впрочем, пока непонятно, выполнили ли сотрудники института указания своего директора, и получил ли он запрашиваемые материалы. А также нельзя утверждать, что академик передавал информацию американцам. «Идет проверка», — говорит Остапенко.