Для борьбы с подпольным алкоголем в Украине введут электронную акцизную марку
22-03-2012, 09:51В Государственной налоговой службе активизировали борьбу с теневым рынком алкоголя, пообещав ликвидировать его уже до конца 2012 года. Для этого предложено ввести электронную акцизную марку. Участники рынка считают, что затраты на переоборудование предприятий и закупку новых марок вряд ли приведут к сокращению теневого рынка алкоголя.
В 2011 году госбюджет недополучил 1,3 млрд грн из-за нелегального оборота алкогольной продукции, доля которой на рынке составила 20% (Минфин оценивал ее в 40%), сообщил вчера первый заместитель главы Государственной налоговой службы—начальник налоговой милиции Андрей Головач. При этом всего за два месяца 2012 года долю теневого рынка удалось сократить вдвое, уверяет господин Головач. Было изъято 230 тыс. л неучтенного спирта, из которого могли произвести до 700 тыс. бутылок водки (за январь-февраль 2011 года — 120 тыс. л), и 800 тыс. л готовой продукции (500 тыс. л). Господин Головач обещает уничтожить нелегальный рынок уже к концу года: "Тот, кто не будет выполнять поставленные задачи, будет уволен".
Налоговая милиция сконцентрируется на ликвидации трех основных схем уклонения от уплаты акциза: производство легальными предприятиями ликеро-водочной продукции из неучтенного спирта; изготовление фальсификата; контрабанда в Украину спирта и алкогольных напитков, а также использование поддельных акцизных марок. В последней схеме, по словам Андрея Головача, используется сырье, ввозимое из России и Приднестровья: "Но снижение цен на такой спирт с 35 грн/л в 2011 году до 25 грн сейчас говорит о том, что он никому не нужен".
Независимый эксперт Вячеслав Сокерчак объясняет это тем, что нелегального спирта хватает и внутри страны, так как контролирующие органы не знают, сколько спирта производится и для чего он используется. "Баланс никто не знает, а тем временем легальное производство падает, в том числе из-за увеличения импорта, хотя когда-то мы были лидерами экспорта водки — треть произведенного вывозили",— отмечает господин Сокерчак. Представитель одного из крупных производителей алкоголя не соглашается с оценками Государственной налоговой службы относительно снижения доли нелегального оборота: "За три месяца не произошло абсолютно ничего такого, что дало бы толчок к сокращению 'тени': минимальная розничная цена — всего 26,1 грн за 0,5 л, контроля за производством спирта нет".
По словам генерального директора Крымской водочной компании Джонатана Вейла, многие розничные торговые точки не соблюдают минимальные розничные цены, продавая водку по 12-14 грн. "Вместе с ростом цен растет потребление некачественного, нелегально произведенного алкоголя",— объясняет он. Конкуренцию легальным производителям в сельской местности составляют самогонщики, уверяет Вячеслав Сокерчак. "Несколько лет назад мы считали, что в год производится 3-4 млн дал самогона. Себестоимость его производства с учетом цены на сахар, электроэнергию составляет 15 грн за бутылку, а в продаже с учетом накруток он стоит 29-30 грн",— подсчитал эксперт. Господин Головач уверен, что объемы самогоноварения малы, поэтому не рассматривает этот рынок как объект для проверок.
Для усиления контроля за оборотом подакцизных товаров предложено ввести электронную акцизную марку, как в Грузии и Швеции. По словам заместителя начальника налоговой милиции Василия Коваля, это марка в виде электронного чипа, который будет наноситься на этикетку, как штрихкод. "Покупатель в магазине сможет приложить бутылку к сканеру и считать информацию: кто произвел водку, когда, какая смена",— поясняет он. Все затраты на маркировку оплатят предприятия. "Если создаются условия для того, чтобы у производителей не было недобросовестной конкуренции, то они должны идти навстречу государству и брать дополнительные расходы на себя",— говорит господин Головач.
Производители считают, что такой вид контроля, который приведет к подорожанию водки, может не оказаться эффективным. По словам господина Сокерчака, чиновники уже предлагали внедрение чипов пять-шесть лет назад, и уже тогда этот проект был вдвое дороже, чем акцизная марка. "В любой компьютерной системе бывают сбои, и тогда все процессы останавливаются. Возможно, введение электронной акцизной марки имело бы смысл при отсутствии теневого рынка спирта, но если он существует, весь нелегальный оборот проходит мимо системы контроля",— подчеркивает Джонатан Вейл. "Спиртовая промышленность находится в руках государства, и пока есть интерес производить "левый" спирт, никакие чипы не сыграют",— соглашается господин Сокерчак.