Долги за Евро-2012 еще долго будут висеть тяжким грузом
9-10-2012, 11:30О проведении Евро-2012 нынче напоминает разве что чудом оставшаяся реклама на улицах городов, в которых проходили матчи. Все остальные рекламные площади преимущественно используются в предвыборной гонке.
Правда, и глядя на них можно вспомнить о чемпионате — его удачное проведение является одним из главных козырей Партии регионов. Сегодня вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников должен провести пресс-конференцию под рабочим названием «100 дней после Евро».
ТУРИСТЫ — ИГРА С ЦИФРАМИ
Говоря о туристах, председатель Госагентства по туризму и курортам Елена Шаповалова уже успела заявить, оперируя «данными специализированных американских изданий», о том, что стоимость «бренда Украина» благодаря Евро увеличилась на 70%. Цифра, как и само понятие, вряд ли поддается четкому пониманию. Тем не менее, чиновник подкрепила ее другими показателями. По ее словам, 43% гостей Евро-2012 намерены вернуться в Украину еще раз. Есть подозрения, что эти данные взяты из выступления директора проекта GIZ «Консультирование и создание мощностей для Евро-2012» Матиаса Брандта. Вот только в его интерпретации указанная цифра обозначает процент посетивших страну во время первенства и оценивших общую организацию оценкой «очень хорошо». А вот еще раз приехать в страну планирует менее трети гостей.
«Пока что рано давать прогнозы на будущее, потому что статистические данные у нас подбиваются раз в году, по окончанию года. Историческую миссию Евро-2012 преувеличивать не стоит, так же как не следует умалять ее значения. Однозначно чемпионат повлиял на поток туристов в Украину, но выводы пока что делать рано», — сказал Виктор Зинченко, заместитель главы Всеукраинской ассоциации туроператоров.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ — «ВЕЧНОЕ ЕВРО»
Если говорить об украинцах, то у многих наверняка осталось горькое «послевкусие» от подготовки к Евро, связанное с многочисленными скандалами.
Только за считанные дни до чемпионата Государственная целевая программа подготовки и проведения в Украине чемпионата менялась 3 раза. Причем речь шла далеко не о «косметических» корректировках. Так, во имя последних приготовлений у столичной больницы «Охматдет» изъяли 200 млн грн. А через неделю сумму такого же порядка перелопатили между строками финансирования реконструкции дорог. Зачем это надо было за неделю до начала Евро, может объяснить разве что полюбившаяся тендерная процедура закупки у одного лица. Более того, за пять дней до первого матча в Донецке, на реконструкцию местного аэропорта подкинули дополнительных 700 млн грн. Кстати, в этот день было только проведено тестирование нового терминала. Однако и этим не закончилось. Раздувание сметы целевой программы происходило и после чемпионата. К сентябрю государственные расходы по программе неожиданно подскочили на 2,5 млрд грн, в то время как частные вложения в рамках подготовки к первенству — наоборот, ужались на миллиард. Стоит ли вообще вспоминать о том, что тендерные комитеты по всей стране еще до осени решали финансовые вопросы подготовки к Евро?
За примерами далеко ходить не стоит. Реконструкция НСК «Олимпийский» ударными темпами проходит и поныне. Только за прошедшие после финального матча первенства месяцы смета реконструкции главной спортивной арены страны увеличилась более чем на 100 млн грн. И наверняка — это не предел. Ведь в конце августа один из украинских НИИ оформил в договор свою победу на тендере по научно-техническому сопровождению строительства и обустройства функциональных зон и пешеходно-транспортных путей вокруг стадиона — с размещением там автостоянок и других общественных объектов «для проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу».
Иными словами, и после 100 дней с минуты торжественного закрытия Евро, на стадионе кипит работа по подготовке к нему. Кстати, руководство «Олимпийского» весьма ловко уходит от ответа касательно причин такой ситуации. Официальный ответ пресс-службы стадиона сводится к тому, что главным распорядителем бюджетных средств по программе является Нацагентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года и реализации инфраструктурных проектов. А значит, к нему и все вопросы. К слову, ведомство это еще не распушено. А сайт Информцентра Евро-2012, на котором размещались все официальные документы агентства, до сих пор доступен. Видимо — с прицелом на призрак Олимпиады в Карпатах.
ПОСТРОЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ — НЕУМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ
Если на примере с «Олимпийским» повышенные завышенные ожидания были оправданы, — здесь всегда полные трибуны и во время матча, и во время концертов мировых звезд, — то со стадионом, скажем, во Львове, ситуация сложнее. Зарабатывать после чемпионата «Арене Львов» просто не на чем. Местная футбольная команда «Карпаты» для тренировок по-прежнему выбирает львовский коммунальный стадион «Украина», которому платит символическую гривну в год. Да и матчи не радуют руководство «Арены»: на сайте стадиона приводятся слова его директора Алексея Жуковина, который констатирует, что при вместимости в 33 тыс. человек на матч «Говерла» — «Шахтер» 21 июля пришло чуть больше 5 тыс. болельщиков. А о концертах мировых звезд и говорить не приходится. Зато, на сайте стадиона уже красуется раздел «Олимпийская Надежда — 2022». А местные чиновники еще с весны обдумывают планы по освоению новых миллионов.
Аналогичная история и с Международным аэропортом «Борисполь». Влив в его реконструкцию 6,7 млрд грн, государство теперь намерено отдать объект в концессию крупной международной компании. Украинские же перевозчики не спешат осваивать обновленные «воздушные ворота» страны. К примеру, в новом терминале «D» отсутствует зона обслуживания транзитных рейсов — на ее достройку необходимо 1 млрд грн. На что у государства уже нет средств.
При подготовке заявления о конкурсе на определение концессионера, в Мининфраструктуры особо подчеркнули — кто бы не зашел в качестве инвестора, на него в первую очередь ляжет расширение терминала «D» через достройку трансферной зоны и терминальной части по обслуживанию внутренних рейсов.
ЗАТРАТЫ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ — ОШИБЛИСЬ В КОМПАНЬОНЕ?
Таким же, как и «Олимпийский», символом чемпионата стали корейские электропоезда Hyundai. Но в итоге, после миллиардной закупки, правительство решило отказаться от расширения парка «корейцев» в пользу отечественного Крюковского вагоностроительного завода. А последним гвоздем в крышку гроба азиатских поездов стал удачно подвернувшийся на прошлой неделе случай, когда поезд Крюковского предприятия обогнал хваленный Hyundai. Пресс-служба завода отреагировала в лучших традициях советской агитпропаганды: «На лицах пассажиров «Хюндая», приникших к стеклам в тот момент, когда поезд украинского производства непринужденно обгонял импортного собрата, можно было увидеть все чувства. От удивления до восхищения, от гордости за свою страну до обиды, что покупаем импортную технику в то время, когда имеем свою более высокого класса. Они снимали украинский чудо-поезд на видеокамеры и камеры мобильных телефонов, чтобы рассказать об увиденном».
ПЕРЕМЕНЫ — ВПЕРЕДИ
По-сути, Евро-2012 стало одним из самых дорогостоящих экспериментов по преобразованию страны за всю историю украинской независимости. И результаты этого эксперимента в том же финансовом плане сказались на кошельках единиц. С весны прошлого года в смете госпрограммы подготовки к Евро под строкой государственных средств стали приписывать, что теперь цифры в ней означают не только бюджетные деньги, но и привлеченные под госгарантии. В результате, нагрузка на госбюджет возросла почти на миллиард, а на местные бюджеты — на полтора миллиарда. Кроме этого, не представляется возможности подсчитать, какая доля «чисто» бюджетных средств является скрытым долгом — иными словами, привлечена путем размещения внутренних и внешних облигаций.
Тем не менее, не стоит оценивать прошедшее первенство исключительно с негативной стороны, для чего украинский чиновничий аппарат и при «оранжевых», и при «бело-голубых» предоставил огромное количество поводов. Все-таки для многих украинцев вечера в фан-зонах и на стадионах остались в памяти яркими и положительными воспоминаниями. И выкрикивая в те дни «Украина!», большинство просто воспользовалось возможностью дать самому себе небольшой повод для гордости за страну. Стране не хватало того кратковременного подъема патриотизма. Хотя бы для того, чтобы через 100 дней заметить разницу с вернувшейся на привычные обороты украинской обыденностью. Изменять страну еще предстоит.