В украинских городах ездят «престарелые» трамваи и троллейбусы
30-10-2012, 17:46На городских маршрутах в Украине ездит морально и технически устарелый состав электротранспорта. Проблемы есть даже в относительно богатом Киеве. А в других городах ситуация еще хуже: там трамваи и троллейбусы давно пришли в негодность.
Впрочем, Киев, Донецк, Харьков и Львов за последние два года успели немного обновить свой трамвайный парк. Муниципалитетам этих городов повезло - в рамках подготовки к Евро-2012 они закупили трамвайные вагоны.
Так, в столице за последние два года было приобретено более 15 штук новых трамвайных вагонов, в Донецке купили только один новый трамвай, в Харькове и Львове власть решила купить подержанную технику стран ЕС. Но закупленных трамваев не достаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование рельсового подвижного состава в этих городах.
"Главными проблемами трамвайного парка города Киева является физическая изношенность и моральное старение подвижного состава. И это колоссальная проблема. Потому что капиталоемкость самих трамваев - как подвижного состава, так и рельсов - в разы превышает автобусы и троллейбусы вместе взятые. Сегодня трамвайный парк - в неудовлетворительном состоянии по своему среднему возрасту", - говорит Николай Ламбуцкий, генеральный директор коммунального предприятия КП "Киевпастранс".
По его словам, в столице почти 70% техники нуждается в срочной замене.
"Каждое утро водители трамваев открывают свой путевой лист, а там по 7-10 незакрытых заявок на ремонт. Просто удивительно, что до сих пор не произошло ЧП", - говорит Дмитрий Л., сотрудник Дарницкого трамвайно-ремонтного депо.
Почти так же плохо обстоят дела с трамвайными рельсами. Серьезной модернизации, не говоря уже о строительстве, пути не видели десятки лет.
"Средний возраст трамвая в Харькове - 40 лет. Это запредельный срок эксплуатации такой техники", - жалуются и в харьковском КП "Горэлектротранс".
Аналогичные вещи говорят и в приемных коммунальных предприятий еще ряда крупных городов Украины.
"После 1991 года Одесса закупила лишь 11 новых трамваев. Также в 1997 году город закупил 20 б/у-шних трамваев, которые до этого ездили по улицам Москвы. Но техническое состояние "москвичей" оказался просто ужасным: техника постоянно выходила из строя", - рассказывает Виктор Пантелеймонов, волонтер общественной организации "Общественный транспорт Одессы".
"Износ трамвайного парка в Украине достигает 90%. Другими словами, грубо говоря, украинцы ежедневно ездят на работу на куче ржавого железа. В старых трамваях особенно склонна к аварийности ходовая часть, которая отвечает за безопасность пассажиров", - объясняют на кафедре электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства.
С троллейбусами ситуация немного лучше. Например, Киев - чемпион по обновлению троллейбусного парка в Украине. Сегодня в парке "Киевпастранса" находится 462 троллейбуса, из которых 85 единиц (около 18%) нуждаются в срочной замене. Остальная техника была не так давно капитально отремонтирована и заменена.
Новые поступления есть и в Донецке, Львове и Харькове. Есть положительная динамика и в других городах. Так, в Черкассах скоро на линию выйдет 10 новых троллейбусов. Ведутся поставки троллейбусов Львовского автобусного завода в Севастополь - до конца года этот завод поставит городу пять новых троллейбусов. Покупают троллейбусы в Тернополе. Правда, не новые, а старые из ЕС.
Аналогично поступили и в Черновцах и Луцке - там активно пересаживают горожан на новую-старую технику. Тем не менее даже такие, в отношении активные, темпы обновления троллейбусного парка не спасают общую ситуацию.
По данным Минрегионстроя, в среднем в Украине изношенность троллейбусного парка составляет 60-70%, но в некоторых городах этот показатель уже подобрался к 85-90%. Особого внимания заслуживает Крым. Здесь изношенность "рогатого" транспорта составляет 96,8%. Это катастрофический показатель для АРК.
"Троллейбусы просто разваливаются на ходу. Ездить на них становится опасно. Этим летом один трамвай в Севастополе даже загорелся на маршруте, люди чуть не задохнулись", - рассказывает Алла Матвиенко, студентка Крымского института экономики и хозяйственного права.