В Украине новые правила авиаперевозок – у пассажиров появилось больше прав
21-01-2013, 11:00Тем, кто путешествует по воздуху, вскоре станет намного проще отстоять свои права при задержке и отмене авиарейсов, утере багажа — вступят в силу новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, соответствующие международным нормам. Их разработало Мининфраструктуры, а на днях зарегистрировал Минюст, действовать правила начнут со дня публикации. Планируется, что она будет в ближайшее время.
Как разъяснили нам в пресс-службе МИУ, правила детализируют требования Воздушного кодекса, вступившего в силу в сентябре 2011 года и сводят в единое целое несколько отдельных документов по пассажирским перевозкам, которые действуют сейчас. Главные изменения касаются установления одинаковых компенсаций за неудобства (задержка и отмена вылета) пассажирам всех рейсов: в страны ЕС, трансконтинентальных, в СНГ, по Украине.
На сегодняшний день соответствуют евронормам только требования для полетов в ЕС, потому что был приказ МИУ, изменивший правила перевозок в Европу. Так пассажиров, томящихся в ожидании вылета в ЕС, перевозчик обязан бесплатно обеспечить водой и едой (обычно это бутерброды), а при задержках на сутки и более — за свой счет организовать ночлег. А, например, полеты по Украине регламентирует постановление Кабмина от 2002 года, в котором не прописано никаких компенсаций со стороны авиакомпаний, лишь указано, что перевозчик отвечает в соответствии с действующим законодательством. Но если, например, деньги за билет, гостиницу и моральный ущерб можно попытаться возместить через суд, то при задержке рейса из Киева в Донецк получить сегодня бесплатный стакан воды или бутерброд — проблема. Цены же в кафе наших аэропортов кусаются. Новые правила перевозок уравнивают в правах всех пассажиров. А Воздушный кодекс налагает на авиаторов крупные штрафы за плохой сервис: для компаний — 8,5—136 тыс. гривен, для должностных лиц — 1,7—17 тыс. грн.
В авиакомпаниях Украины официально не комментируют, как они будут соблюдать новые правила перевозок пассажиров, до вступления их в силу. Но на условиях анонимности топ-менеджер одной из авиакомпаний сказал: улучшать сервис при задержке рейсов придется, потому что штрафные санкции высокие. «Конечно, расходы возрастут, но мы и сегодня стараемся работать по международным правилам на всех рейсах, если вылет задерживается — снабжаем пассажиров водой и бутербродами», — утверждает он.
В Госавиаслужбе обещают следить за обеспечением пассажиров едой, водой и ночлегом не только при форс-мажорных обстоятельствах, но и регулярно проверять уровень сервиса на обычных рейсах. Экономисты считают, что полеты не должны подорожать из-за того, что перевозчики станут учитывать в цене билета риски дополнительных затрат на случай задержек и отмен рейсов. По словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, все это и сегодня входит в стоимость стандартного билета, не зря полеты лоу-костами, где компенсаций нет, такие дешевые. «Иное дело, что наши авиакомпании при форс-мажоре все равно стараются экономить на пассажирах, но теперь они будут опасаться это делать, значит, сервис должен хоть немного улучшиться», — говорит Охрименко.