"Налог на роскошь" в Украине пересмотрели и изменили в пользу богатых
22-01-2013, 09:37Вчера Минфин обнародовал проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий с 2014 года налоги на богатство и предметы роскоши. Первый вариант законопроекта летом уже передавался в Верховную раду, однако так и не был рассмотрен. Поэтому с отставкой правительства в декабре он был отозван.
В доработанном документе Минфин сохранил требование отменить налог на недвижимость, который вступил в силу с 1 января как всеобщий налог, и ввести вместо него налог на имущество.
Он предусматривает, что физические и юридические лица будут платить 0,5% от оценочной стоимости квартир общей площадью 200 кв. м и стоимостью более 1000 минимальных заработных плат (МЗ; то есть 1,15 млн грн), дачных, садовых и жилых домов — площадью 500 кв. м и стоимостью 2500 МЗ (2,87 млн грн), объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного плательщика,— 600 кв. м и 3000 МЗ (3,44 млн грн).
В отличие от первой версии документа, теперь Минфин предложил также облагать налогом нежилые помещения, расположенные на земельном участке, где находится дом или дача. Уплатить налог придется и плательщику, который является собственником таких помещений общей площадью свыше 500 кв. м и стоимостью более 2000 МЗ (2,29 млн грн).
По мнению руководителя комитета по законодательству, юридическим вопросам и стандартам Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины Александра Фомицкого, чем выше база налогообложения и чаще меняется налоговое законодательство, тем менее привлекательным становится инвестирование в недвижимость.
"Государство делает все, чтобы рынок умер. В случае принятия налога мы ожидаем падения цен на недвижимость в среднем на 30%. А в сельской местности, например, вообще невыгодно будет покупать дома, и села будут вымирать",— говорит Фомицкий.
Поэтому он считает, что подход к налогообложению недвижимого имущества должен быть дифференцированным с учетом стоимости земли в городе, селе, поселке, а также состояния самого объекта недвижимости.
Минфин продолжает настаивать и на налоге с движимого имущества — ставка привязана к объему двигателя и стоимости транспортного средства. Для легковых автомобилей эти параметры составят 450 МЗ (516,2 тыс. грн; ранее — 700 МЗ) и 3990 куб. см, для мотоциклов — 150 МЗ (172,05 тыс. грн; 200 МЗ) и 995 куб. см.
Эта ставка будет платиться ежегодно с автомобилей, эксплуатируемых не дольше трех лет, в последующие два года ставка будет снижена вдвое. А автомобили старше пяти лет, как и в первой версии законопроекта, к налогообложению решили не привлекать.
По такому же принципу будут облагаться налогом яхты, самолеты, вертолеты, но без понижающего коэффициента.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко называет предложения по налогообложению автомобилей "бредовыми и показушными".
"На примере Жерара Депардье и Брижит Бардо мы видим, что такие налоги даже во Франции не платятся — не то что у нас,— отмечает он.— По статистике, 75% дорогих автомобилей, которые приобретаются в Украине, регистрируются либо на юридических лиц, либо на лизинговые компании. В последних регистрируют свои транспортные средства чиновники и депутаты, которые не хотят показывать свои доходы. К ним приходит налоговая — а по документам у них машина в залоге".
Директор центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук говорит, что с учетом проблем с наполнением бюджета депутаты могут и поддержать данный законопроект.
"В целом я не сторонник налогообложения роскоши, богатства. От этого можно уклоняться,— считает Боярчук.— Нужна амнистия капиталов, и тогда государство будет знать, кто и сколько имеет. Необходимо облагать налогом доходы от капитала, депозиты, контролировать трансфертное ценообразование".
Такой принцип налогообложения богатства поддерживает и Олег Назаренко: "Я бы назвал это налогом на всю собственность. Владеет человек заводами-пароходами и всем, что на них зарегистрировано — пусть с этого и платит".