В Украине «скорую помощь» можно будет вызвать через Facebook и по sms
21-02-2013, 09:35Автомобили скорой помощи оснастят GPS-навигаторами, планшетными компьютерами и принтерами. Это предусмотрено планом модернизации системы скорой медицинской помощи, которое представило Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами представило план.
Национальный проект "Своевременная помощь" был утвержден Кабинетом министров 24 октября 2012 года. Он предусматривает реорганизацию системы скорой помощи и ее техническое переоснащение. Заказчиком проекта является Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами, а подрядчиком выбрана компания Avaya (США). Стоимость проекта составляет 401 млн грн, а сроки реализации — до конца 2014 года. Вчера представители Госагентства продемонстрировали план модернизации системы скорой помощи.
Как сообщил руководитель проекта Алексей Навроцкий, запланированные мероприятия призваны модернизировать отечественную систему скорой медицинской помощи и привести ее к европейским стандартам. В частности, обратившийся за помощью человек должен ждать ответа диспетчера на линии не более 5 секунд; на определение того, какому врачу адресовать вызов, будет уходить не более 45 секунд. Всего же от приема звонка до направления бригады по адресу диспетчер должен будет тратить не более 3 минут. Скорая помощь в сельской местности обязана прибывать к пациенту максимум за 20 минут, а в городе — за 10. Время оказания реанимационной помощи должно составлять не более 8 минут.
Проект предусматривает оснащение машин скорой GPS-навигаторами и рациями нового поколения. Врачи получат в распоряжение мини-принтеры и планшетные компьютеры на базе операционной системы Android, с выходом в интернет и функцией Wi-Fi. Как пояснил господин Навроцкий, компьютер и мини-принтер нужны, чтобы врач мог вести карточки пациентов, удаленно консультироваться с профильными специалистами, а также работать с документами. "GPS-навигатор позволит отслеживать местоположение автомобиля, и водитель уже не сможет ездить за картошкой, используя государственное имущество",— добавил глава Госинвестпроекта Владислав Каськив. Следует отметить, что сейчас в Украине работает около 3 тыс. бригад скорой помощи, а парк автомобилей насчитывает около 5 тыс. машин.
Модернизация системы позволит вызывать скорую помощь не только по телефону, но и по SMS, электронной почте или через социальные сети — Twitter и Facebook. Как пояснил Навроцкий, опыт использования соцсетей при вызове скорой опробован в США, Лондоне и Нидерландах: "Мы учитывали западный опыт". При этом он не уточнил, как в социальных сетях можно будет застраховаться от ложных вызовов. "Система должна обеспечить определение локации вызова. Более детально этот вопрос я не изучал",— заявил господин Навроцкий.
В рамках проекта в Украине предполагается создать 27 региональных диспетчерских служб. Информация с них будет поступать в два дата-центра, программное обеспечение которых позволит автоматически определять телефонный номер и устанавливать местонахождение пациента, если связь вдруг прервется. "Сейчас пациент, набирая 103, попадает в ближайшее районное отделение скорой, а после реализации проекта звонок будет поступать в дата-центр и переадресовываться на диспетчерский пункт в том или ином районе. Это позволит создать единую информационную базу вызовов и пациентов",— пояснил начальник управления администрации Госспецсвязи Игорь Шестак.
По словам Каськива, в бюджете нет средств на переоснащение, но Госинвестпроект намерен обратиться к Кабинету министров за необходимыми в 2013 году 300 млн грн. "Реализация проекта позволит сэкономить 25% средств на эксплуатацию бригад скорой помощи",— убежден Каськив.
Эксперты не верят в обещанную экономию и возможность выполнения заявленных планов. "Какая может быть экономия, если только на закупку оборудования уйдут колоссальные деньги? — удивился Шестак.— Глупо рассчитывать, что GPS-навигатор сократит время прибытия скорой к пациенту, когда есть такой фактор, как плохие дороги". С ним согласен начальник Главного управления здравоохранения Киевской городской госадминистрации Виталий Мохорев: "У нас очень низкая культура вождения, автомобилисты часто не пропускают скорые, да и заторы на городских дорогах заставляют усомниться в том, что скорая приедет к пациенту за 10 минут".
Кроме того, в Госспецсвязи напоминают о рисках, которые могут возникнуть после создания единого реестра данных пациентов скорой помощи. "Такие разработки следует проводить только на базе национального IT продукта,— убежден Шестак.— С точки зрения национальной безопасности возникает много вопросов. Например, если серверы будут взломаны, кто обеспечит защиту? Неужели американская фирма Avaya?"
Сами же врачи от технологических новшеств не отказываются, но сомневаются, что пациенты и медики старшего поколения смогут ими эффективно воспользоваться. "Не все врачи старшего возраста умеют пользоваться компьютерной техникой. Кроме того, у нас компьютеризированы далеко не все поликлиники и не везде есть интернет, особенно в сельской местности",— отметил заведующий отделением неотложной скорой помощи клиники "Борис" Михаил Омельчук.