В Украине проходит фестиваль нового ирландского кино
18-03-2013, 09:22В Киеве и других крупных украинских городах проходит фестиваль нового ирландского кино. Ознакомившись с его программой, Александр Гусев задумался о месте и значении традиционных ценностей в современном мире.
Ирландия — известная патриархальным укладом страна — самим своим существованием все-таки обязана жестоким революционным катаклизмам, отголоски которых не стихают и в наше время. Отчетливо слышны они в картине Лизы Баррос Д`Са и Глена Лейберна Good Vibration. В название фильма вынесена вывеска магазина грампластинок, открытого главным героем ленты Тэрри Хули в начале 1970-х годов в Белфасте в разгар уличных боев между Ирландской республиканской армией и британскими войсками. Пытаясь отвлечь измученных соотечественников от кровавой междоусобицы, Хули начинает продюсировать панк-группы, и под его руководством выступления неряшливых юных хулиганов, чьи вопли вызывают дрожь даже у испытанных поклонников хард-рока, становятся главным культурным явлением в охваченном мятежом городе. Панк-рок превращается в символ сопротивлению насилию и нетерпимости, делению граждан по их конфессиональной принадлежности и политическим взглядам. "Мне неважно, протестант ты или католик, важно, чтобы ты был панком",— подход героя к христианскому экуменизму весьма неортодоксален, но появление в финальных кадрах этой предельно реалистической картины призрака музыкального кумира детства героя, по замыслу авторов, служит подтверждением того, что его позицию одобряют небеса.
Не совсем обычным способом стремится оживить культурную жизнь своих земляков и герой фильма Тадеуса О`Салливана "Дни "Стеллы"". Священник Дэниэл Бэрри, глава захолустного церковного прихода, человек образованный и утонченный, пытается в середине 1950-х годов открыть кинотеатр, чтобы с помощью искусства "развеять мрак язычества". Эта инициатива встречает яростное сопротивление и церковного руководства, и местных администраторов, опасающихся тлетворного воздействия Голливуда на чистые сельские нравы. Поначалу фильм кажется вполне стандартной историей борьбы прогрессивного священника с косностью и лицемерием, однако постепенно его смысл усложняется — отца Дэниэла одолевают сомнения, не является ли его начинание лишь эгоистической попыткой отвлечься от провинциальной скуки и утомительных обязанностей. Все чаще герой Мартина Шина вспоминает, что принять сан его подвиг не глас божий, а властный отец. Картина О`Салливана показывает, каким тяжким грузом может стать служение на духовном поприще для человека, осознающего свою ответственность, а также повествует о причинах, по которым церковь постепенно утрачивает свое влияние на паству.
И все же хранители устоев — священники, главы общин и просто старые люди — нередко выступают в ирландских фильмах гарантами сохранения элементарного порядка и порядочности. В тех же "Днях "Стеллы"" вооруженного ножом мерзавца, напавшего на священника-киномана, обуздывает ханжа-политикан — главный недоброжелатель Дэниэла. Понять и простить друг друга, в конце концов, удается и героям психологической драмы "Пирс" Джерарда Херли — давно рассорившимся желчному, агрессивному отцу и сыну, приехавшему к нему в сельскую глухомань из Нью-Йорка.
Нью-Йорк предстает символом нерасторжимого единства Старого и Нового Света в документальной ленте "Обед на небоскребе". Картина Шона О`Куалена посвящена знаменитой фотографии с одиннадцатью монтажниками-высотниками, которые в 1932 году устроились перекусить на балке возводящегося Рокфеллеровского центра. Рассказ об истории создания снимка и попытки героев его идентифицировать становятся отправной точкой для размышлений о Большом Яблоке как городе эмигрантов, жители которого, будучи убежденными космополитами, все же стремятся не забывать о своих корнях. Именно поэтому тысячи ньюйоркцев верят, что среди обедавших на балке рабочих были и их предки.
Увы, судя по вошедшим в программу фестиваля фильмам о современной ирландской молодежи, ни верить во что-то, ни чем-то особенно гордиться у нее нет особых оснований. Драма Леонарда Абрахамсона "Что сделал Ричард?" живописует бестолковые и отталкивающе безвкусные развлечения дублинских старшеклассников. Нравственно дезориентированные герои фильма кажутся бесцветными, лишенными индивидуальности, и только трагедия — нелепое, случайное убийство одного из подростков — немного пробуждает у некоторых из них какие-то человеческие реакции. Впрочем, сострадание оказывается неглубоким, и герои вновь окунаются в рутину школьных уроков и одинаковых вечеринок. В отличие от этого сборища будущих яппи, персонажи "Кукольного дома" Кирстен Шеридан на первый взгляд кажутся свободными от каких бы то ни было забот о своем светлом буржуазном будущем. Группа подростков по наущению девушки, год назад сбежавшей из дома, вламывается в принадлежащий ее родителям особняк и устраивает там оргию — напивается, нюхает кокаин, дебоширит, ломая мебель. Правда, создается впечатление, что эти люди, громя мещанский мир старшего поколения, не способны возвести на его руинах ничего путного.