Бензин в Украине может подорожать сразу на 50%
23-05-2013, 10:15Минфин вынес на рассмотрение Кабинета министров законопроект о повышении акцизного сбора на бензин и дизтопливо сразу на 50%.
Документом предлагается резко увеличить акциз: на бензин — с 198 до 396 евро за тонну, а на дизтопливо — с 46-98 до 92-196 евро за тонну.
Ожидается, что законопроект рассмотрят в правительстве на следующей неделе и в случае одобрения направят в Верховную раду, рассказал источник в Кабмине. Он сообщил, что инициатором создания документа является "Укравтодор", а автором — Минфин.
В пресс-службе этих ведомств комментировать документ не стали. Как утверждает один из чиновников Минэнерго, средства, полученные за счет роста ставок акцизного сбора, должны быть направлены на ремонт дорог, которые находятся в плохом состоянии.
Однако собеседник издания в Минэнерго сомневается, что средства будут направлены по назначению: "Боюсь, что деньги опять пойдут на латание бюджетных дыр, и на качестве дорог это повышение не скажется".
Увеличение ставок приведет к значительному подорожанию бензина, считает пресс-секретарь концерна "Галнафтогаз" Олесь Пограничный. По оценкам компании, стоимость бензина в среднем может вырасти на 2 грн, а на дизельное топливо — на 50 коп. за литр. Сейчас средняя стоимость бензина Аи-5 составляет 10,92 грн, а дизтоплива — 9,99 грн за литр (данные консалтинговой компании "А-95").
По словам члена наблюдательного совета "Укртатнафты" Константина Бородина, после повышения акциза цены на топливо в Украине будут на уровне стран Восточной Европы.
"А вот качество горючего останется прежним — то есть намного хуже европейского. Кроме того, повышение цен спровоцирует падение продаж на АЗС",— говорит эксперт.
Он напоминает, что концентрация АЗС на единицу автомобилей в Украине выше, чем в странах ЕС. Из-за этого продажи одной заправочной станции в среднем за сутки в Украине и так меньше, чем в Европе — 3,5-4 тыс. л против 15-20 тыс. л на одну станцию.
Эксперты утверждают, что наращивать поступления в бюджет правительству нужно совершенно другими способами. Например, за счет повышения контроля за качеством импортируемого топлива, предлагает директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
"Нужно исключить ситуацию, когда бензин и дизтопливо растамаживаются под видом полуфабрикатов, которые не облагаются акцизным сбором, а потом попадают на заправки,— отмечает Марунич.— Но вместо этого в правительстве избрали самый простой и неэффективный путь — поднять акциз".
По словам директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, высокие налоги будут стимулировать увеличение доли некачественного, контрафактного топлива. По оценкам Минфина, на сегодняшний день 25% рынка нефтепродуктов находится в тени.
"После принятия законопроекта доля некачественного горючего может превысить половину рынка",— говорит эксперт.