Крупнейшие банки в Украине приостанавливают выдачу кредитов на покупку автомобилей и жилья
14-11-2008, 11:17
Выступления банкиров на вчерашнем заседании в рамках Украинского банковского форума института Адама Смита стали доказательством того, что доступных кредитов для населения больше не будет. На протяжении последних нескольких дней о резком ограничении или прекращении авто- и ипотечного кредитования заявили представители целого ряда крупнейших банков: "Райффайзен Банк Аваль", УкрСиббанк, Укрсоцбанк, Альфа-банк, ОТП Банк, "Финансы и Кредит", Брокбизнесбанк.
"Сокращаться будут все портфели кредитов", – заявил председатель правления Альфа-банка Андрей Волков.
"Мы сможем выдавать кредиты только тем клиентам, с которыми уже работали, и уверены в их платежеспособности", – рассказал председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. "Фондирование у нас дорогое, и мы не готовы предлагать клиентам дорогие продукты. Поэтому длинных кредитов не выдаем", – сказал один из заместителей председателя правления УкрСиббанка.
В Брокбизнесбанке рассказали, что их работа практически не изменилась, так как и раньше они выдавали не очень много длинных розничных кредитов. А председатель правления ОТП Банка Дмитрий Зинков сказал, что его кредитное учреждение резко ограничило автокредитование и теперь требует от заемщиков самостоятельно оплачивать не менее 50% от стоимости автомобиля. Исключением из правил сейчас являются всего несколько банков. "Мы только что получили транш от материнского банка. Что нам теперь с ним делать? Поэтому мы выдаем и авто-, и ипотеку под 24% в гривне", – сказал первый зампред правления одного из иностранных банков.
Банкиры говорят, что основной причиной отказа от автокредитования и ипотеки является отсутствие свободных средств на рынке. Кроме того, они стремятся выполнить требование Нацбанка по сокращению разрывов между короткими пассивами, привлеченными на один-два года на внешних рынках, и активами, которые размещаются на 20-30 лет в ипотеку и пять-семь лет в автокредиты. До сих пор ипотека составляла около 60% розничного портфеля банков, автозаймы – порядка 25%.
Для того, чтобы полностью не потерять доход от наработанной базы розничных клиентов, банки намерены сконцентрироваться на выдаче наличных сроком до года.
Пока не все банки отказались от выдачи длинных кредитов, но некоторые эксперты уверены, что автокредиты и ипотека не только заморожены до окончания кризиса, но могут и вовсе уйти из услуг банков. Председатель правления "Райффайзен Банк Аваль" Владимир Лавренчук считает, что сейчас автокредитованием станут заниматься только специализированные компании при автодилерах. Такие финансовые компании уже создали корпорации АИС, Renault и Nissan.
Между тем банкиры опасаются, что Нацбанк может лишить их последнего заработка на физлицах. "Говорят, Нацбанк готовит какие-то ограничения, что не даст нам заниматься ни кэш-кредитами, ни кредитными картами", – сказал председатель правления одного из небольших банков. Первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов подтвердил, что такое постановление может быть принято уже на следующей неделе. "Резервирование под потребительское кредитование поднимем однозначно, – заявил он. – Этот вопрос рассмотрим на ближайшем правлении".
К слову, по сведениям НБУ, за прошедший месяц из банков забрали больше 9 миллиардов гривен.
"Сокращаться будут все портфели кредитов", – заявил председатель правления Альфа-банка Андрей Волков.
"Мы сможем выдавать кредиты только тем клиентам, с которыми уже работали, и уверены в их платежеспособности", – рассказал председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. "Фондирование у нас дорогое, и мы не готовы предлагать клиентам дорогие продукты. Поэтому длинных кредитов не выдаем", – сказал один из заместителей председателя правления УкрСиббанка.
В Брокбизнесбанке рассказали, что их работа практически не изменилась, так как и раньше они выдавали не очень много длинных розничных кредитов. А председатель правления ОТП Банка Дмитрий Зинков сказал, что его кредитное учреждение резко ограничило автокредитование и теперь требует от заемщиков самостоятельно оплачивать не менее 50% от стоимости автомобиля. Исключением из правил сейчас являются всего несколько банков. "Мы только что получили транш от материнского банка. Что нам теперь с ним делать? Поэтому мы выдаем и авто-, и ипотеку под 24% в гривне", – сказал первый зампред правления одного из иностранных банков.
Банкиры говорят, что основной причиной отказа от автокредитования и ипотеки является отсутствие свободных средств на рынке. Кроме того, они стремятся выполнить требование Нацбанка по сокращению разрывов между короткими пассивами, привлеченными на один-два года на внешних рынках, и активами, которые размещаются на 20-30 лет в ипотеку и пять-семь лет в автокредиты. До сих пор ипотека составляла около 60% розничного портфеля банков, автозаймы – порядка 25%.
Для того, чтобы полностью не потерять доход от наработанной базы розничных клиентов, банки намерены сконцентрироваться на выдаче наличных сроком до года.
Пока не все банки отказались от выдачи длинных кредитов, но некоторые эксперты уверены, что автокредиты и ипотека не только заморожены до окончания кризиса, но могут и вовсе уйти из услуг банков. Председатель правления "Райффайзен Банк Аваль" Владимир Лавренчук считает, что сейчас автокредитованием станут заниматься только специализированные компании при автодилерах. Такие финансовые компании уже создали корпорации АИС, Renault и Nissan.
Между тем банкиры опасаются, что Нацбанк может лишить их последнего заработка на физлицах. "Говорят, Нацбанк готовит какие-то ограничения, что не даст нам заниматься ни кэш-кредитами, ни кредитными картами", – сказал председатель правления одного из небольших банков. Первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов подтвердил, что такое постановление может быть принято уже на следующей неделе. "Резервирование под потребительское кредитование поднимем однозначно, – заявил он. – Этот вопрос рассмотрим на ближайшем правлении".
К слову, по сведениям НБУ, за прошедший месяц из банков забрали больше 9 миллиардов гривен.