Украинцы отказываются выплачивать кредиты
4-12-2008, 10:52
Резкое падение курса гривны и экономический кризис с его неизменным спутником - безработицей - привели к росту количества невозвратов по кредитам. Число заемщиков, которые не могут или не хотят платить по кредитам, растет на глазах. В среднем показатель невозвратов по ипотечным кредитам увеличился в 2-2,5 раза. Ситуацию усугубляет повышение банками процентных ставок по уже выданным кредитам, а также легкомысленное в прошлом отношение некоторых финучреждений к проверке платежеспособности заемщиков и неадекватная оценка залога.
Банкиры не отрицают, что качество кредитных портфелей ухудшится, причем существенно. "В 2009 году доля проблемных кредитов вырастет минимум на 5 процентных пунктов, то есть она увеличится до 7-8%", - говорит зампредседателя правления банка "Контракт" Павел Крапивин.
Оценки коллекторов пессимистичнее. "Если в июле-августе объем невозвратов по ипотечным кредитам населению составлял в среднем 1,5-2%, то уже к концу ноября — 3-5%. Аналогичная ситуация и по автокредитам: летом невозвратов было 2-5%, сегодня - 5-8%. То есть уже произошло увеличение этого показателя в 2-2,5 раза. И эта тенденция будет сохраняться", - прогнозирует гендиректор Европейского агентства по возвращению долгов Александр Ильчук.
Эксперты ожидают, что по автокредитам первыми пойдут "в отказ" владельцы недорогих машин. "Наибольшему риску невозврата подвержены заемщики кредитов на авто стоимостью до 30 тысяч долларов", - считает начальник управления кредитования "Эрдэ Банка" Валентин Шумавцов.
По словам Александра Ильчука, в этом сегменте уже в ноябре наблюдался самый высокий рост невозвратов. "Большое количество этих машин брали в кредит для различных видов автоуслуг - к примеру, такси. Такие авто чаще ломались, у них больший километраж. В итоге заемщику выгоднее отдать это авто банку как залог по кредиту, чем продолжать выплачивать сам кредит", - объясняет эксперт. Такими авто, по его словам, являются Daewoo Lanos, ВАЗ, Chevrolet Aveo. Кроме того, по словам Павла Крапивина, владельцы таких авто, как правило, живут за счет зарплаты, с которой сейчас большие проблемы во многих отраслях, а по прогнозам - будут еще большие.
То же самое касается и владельцев недорогого жилья. "Наибольшему риску невозврата подвержены владельцы "бюджетных" квартир", - уверен Валентин Шумавцов.
Еще одна "группа риска" - спекулянты, которые приобретали недвижимость в кредит с целью ее последующей перепродажи по более высокой цене. По мнению Александра Ильчука, таких заемщиков на рынке ипотеки около 10-15%.
Вместе с тем, и банкиры, и коллекторы в один голос утверждают: ни квартиры, ни машины заемщиков кредиторам не нужны. Им намного выгоднее договориться полюбовно и получать от клиента "живые" деньги, подчеркивает "Дело". Дело в том, что сегодня механизм реализации залога очень непростой.
В любом случае, количество невозвратов в ближайшее время значительно вырастет, и банкам придется реализовывать залоговое имущество - квартиры, дома, автомобили. Следовательно, предложение на рынке жилья и автомобилей резко увеличится, и это на фоне практически полного отсутствия спроса на эти товары, сообщает "Дело".
Все это может обернуться серьезным обвалом цен. "Банки будут вынуждены распродавать залоговое имущество по привлекательным для потребителя ценам", - констатирует начальник управления автокредитования Альфа-Банка Виталий Жихарцев. "К сожалению, последствия могут быть очень близкими к американскому сценарию", - опасается Павел Крапивин. "По моему мнению, жилье подешевеет минимум в два раза. А автомобили и того более - в 3-5 раз", - высказывает предположение Александр Ильчук.
Банкиры не отрицают, что качество кредитных портфелей ухудшится, причем существенно. "В 2009 году доля проблемных кредитов вырастет минимум на 5 процентных пунктов, то есть она увеличится до 7-8%", - говорит зампредседателя правления банка "Контракт" Павел Крапивин.
Оценки коллекторов пессимистичнее. "Если в июле-августе объем невозвратов по ипотечным кредитам населению составлял в среднем 1,5-2%, то уже к концу ноября — 3-5%. Аналогичная ситуация и по автокредитам: летом невозвратов было 2-5%, сегодня - 5-8%. То есть уже произошло увеличение этого показателя в 2-2,5 раза. И эта тенденция будет сохраняться", - прогнозирует гендиректор Европейского агентства по возвращению долгов Александр Ильчук.
Эксперты ожидают, что по автокредитам первыми пойдут "в отказ" владельцы недорогих машин. "Наибольшему риску невозврата подвержены заемщики кредитов на авто стоимостью до 30 тысяч долларов", - считает начальник управления кредитования "Эрдэ Банка" Валентин Шумавцов.
По словам Александра Ильчука, в этом сегменте уже в ноябре наблюдался самый высокий рост невозвратов. "Большое количество этих машин брали в кредит для различных видов автоуслуг - к примеру, такси. Такие авто чаще ломались, у них больший километраж. В итоге заемщику выгоднее отдать это авто банку как залог по кредиту, чем продолжать выплачивать сам кредит", - объясняет эксперт. Такими авто, по его словам, являются Daewoo Lanos, ВАЗ, Chevrolet Aveo. Кроме того, по словам Павла Крапивина, владельцы таких авто, как правило, живут за счет зарплаты, с которой сейчас большие проблемы во многих отраслях, а по прогнозам - будут еще большие.
То же самое касается и владельцев недорогого жилья. "Наибольшему риску невозврата подвержены владельцы "бюджетных" квартир", - уверен Валентин Шумавцов.
Еще одна "группа риска" - спекулянты, которые приобретали недвижимость в кредит с целью ее последующей перепродажи по более высокой цене. По мнению Александра Ильчука, таких заемщиков на рынке ипотеки около 10-15%.
Вместе с тем, и банкиры, и коллекторы в один голос утверждают: ни квартиры, ни машины заемщиков кредиторам не нужны. Им намного выгоднее договориться полюбовно и получать от клиента "живые" деньги, подчеркивает "Дело". Дело в том, что сегодня механизм реализации залога очень непростой.
В любом случае, количество невозвратов в ближайшее время значительно вырастет, и банкам придется реализовывать залоговое имущество - квартиры, дома, автомобили. Следовательно, предложение на рынке жилья и автомобилей резко увеличится, и это на фоне практически полного отсутствия спроса на эти товары, сообщает "Дело".
Все это может обернуться серьезным обвалом цен. "Банки будут вынуждены распродавать залоговое имущество по привлекательным для потребителя ценам", - констатирует начальник управления автокредитования Альфа-Банка Виталий Жихарцев. "К сожалению, последствия могут быть очень близкими к американскому сценарию", - опасается Павел Крапивин. "По моему мнению, жилье подешевеет минимум в два раза. А автомобили и того более - в 3-5 раз", - высказывает предположение Александр Ильчук.
По материалам: Дело